Июнь
Чт
20
2024

«Время вернуться»

Состоялась премьера военно-исторической драмы режиссера Ивана Павлова, посвященной началу операции «Багратион».

Кинокартина приурочена к 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Военно-историческая драма основана на реальных событиях и повествует об уникальной операции белорусских партизан, нашедших путь в тыл врага через непроходимое болото. Благодаря сведениям партизанской разведки на болоте была построена дорога-лежневка, давшая важное тактическое преимущество советским войскам в ходе операции «Багратион».
Прототипы главных героев тоже реальные люди – командиры и бойцы партизанских отрядов, представители разных народов СССР, боровшихся с фашистами на нашей земле. В частности, белорус Иван Рыльков и Герой Советского Союза узбек Мамадали Топвалдыев по прозвищу Казбек, которого Адольф Гитлер считал своим личным врагом, назначив за его поимку награду в 50 тыс. рейхсмарок. Их образы воплотили актеры Андрей Сенькин (его персонаж в картине получил фамилию Райков) и Алексей Тахаров (Казбек).
…С 22 июня 1941 года ефрейтор Топвалдыев участвовал в оборонительных боях Красной армии. Под Барановичами его часть попала в окружение. Раненый и голодный, Мамадали вместе со своим боевым товарищем Иваном Рыльковым несколько недель добирался по оккупированной гитлеровцами территории до деревни Пасырево Круглянского района Могилевской области. Там жили родные Ивана. Его мать Анна Васильевна приняла узбекского юношу как родного сына и выходила его. С тех пор он тоже называл ее мамой. В фильме герои вспоминают этот драматический эпизод. Также имеют свои прототипы бесстрашный еврей-партизан Яков (Тимур Бурин) и немецкий врач Гельмут Хартман (Дмитрий Фрид), перешедший на советскую сторону. В фильме собран яркий белорусско-российский актерский состав: Наталья Аладко, Дарья Бранкевич, Юлия Кадушкевич, Злата Залеская.
Съемки картины стартовали 23 июня 2023 года. Для режиссера эта дата была принципиальной: 23 июня 1944 года началась операция «Багратион». Снимали в Беларуси, в частности, в Смолевичах и Березинском биосферном заповеднике. Научным консультантом картины стал заведующий отделом новейшей истории Беларуси Института истории Национальной академии наук Сергей Третьяк.
«Хоть фильм и основан на реальных фактах, это в первую очередь художественное произведение. В нем есть собирательные образы и образы, имеющие реальных прототипов, например, немецкий врач, перешедший на сторону партизан. У матери Ивана Райкова на экране одна судьба, а у матери Ивана Рылькова, с которой писался образ, судьба была совершенно другой. В кадре есть четыре мальчика, бегающих с деревянными автоматами в партизанском отряде, – это прототипы людей с реальных фотографий участников партизанского движения, которые нашла художник по костюмам», – добавил Иван Павлов.
К слову, режиссер отметил, что, несмотря на историческую основу картины (она сейчас идет в отечественных кинотеатрах), важно, чтобы зритель воспринимал новую работу именно как художественное произведение, которое стало для Павлова и самой трудоемкой из всех режиссерских работ.

Яндекс.Метрика