Июнь
Пт
14
2024

Дирижер маневрового оркестра

В работе магистрали маневровый диспетчер играет очень важную роль. Он управляет ее временем, задает ритм и настроение всей смене. Старожилам даже известна такая поговорка: «Плох тот составитель поездов, который не мечтает стать маневровым диспетчером». И это верно по своей сути.

Кажется, что для Павла Савченко выбор профессии был практически предопределен. Судите сами: родители долгое время трудились на магистрали, да и он был всегда склонен к анализу, умел организовать работу и принимать решения.
– Конечно, профессиональному выбору поспособствовали папа и мама. Дома всегда звучала тема железной дороги. Я после школы окончил Оршанский техникум железнодорожного
транспорта, – рассказывает Павел Анатольевич. – В 2008-м начал трудовую деятельность на станции Могилев. Работал приемосдатчиком груза и багажа, потом регулировщиком скорости движения вагонов. В это время мама была оператором поста централизации, и наши смены иногда совпадали. Ее присутствие придавало уверенность, хотя поначалу накатывало такое чувство, что все сложно, тяжело. Но вовремя поддержали родители, и я остался на магистрали. Мама уже на заслуженном отдыхе, а папа и сейчас трудится в дистанции пути.
Следующим этапом в жизни Павла была должность дежурного по станции Заднепровская, а потом и Могилев-2. В скором времени он стал маневровым диспетчером, заочно окончил БелГУТ. По собственному признанию железнодорожника, в новую работу влился быстро. Большую помощь в этом оказал Владимир Аркадьевич Симановский, который стал для молодого человека наставником, делился с ним опытом и секретами профессии. «Мы и сегодня трудимся вместе, сменяем друг друга. И я благодарен этому человеку по сей день», – признается Павел Савченко.
– Маневровый диспетчер – это руководитель смены. Со мной трудятся больше десятка человек, а в оперативном подчинении еще и коллективы станции Буйничи, Заднепровская, Луполово, Могилев-1, Могилев-3, – говорит Павел Савченко. – Очень важно со всеми найти общий язык. Нужно уметь четко и грамотно взаимодействовать. А если есть взаимное уважение, тогда и работа ладится.

Принять, расформировать и сформировать поезда, отправить груз по назначению – все это входит в обязанности маневрового диспетчера. В его руках находится деятельность Могилевского узла.

– Все зависит от того, как мы сработаем здесь, на станции Могилев-2. А объемы сейчас большие. Все, что идет на Россию и обратно, идет через нас. За смену – до двух десятков поездов, не считая транзитных. Через Могилев составы отправляются на Осиповичи, Жлобин, Гомель, Калинковичи, Кричев, Оршу, Витебск. Кроме того, формируем поезда, не предусмотренные планом. Непросто, но такова эта профессия, в которую я пришел. Я ее полностью освоил, и я ее держусь, – добавляет железнодорожник.
Что главное для маневрового диспетчера? Логика, анализ и четкая организация процесса. А еще важно правильно начать смену: если все верно рассчитал и «вытянул» первый поезд, работа пойдет. Допустил сбой – готовься к сложностям.
– В нашем деле постоянно приходится принимать решения. Даже те, к которым ты можешь быть и не готов, но их надо принимать. Большую роль в этом играет интуиция, но, возможно, это просто опыт и знания. Я уверен в своих силах, – улыбается Павел Савченко. – Комфортные условия работы, хороший микроклимат в коллективе и понимание со стороны руководства станции Могилев – все это компенсирует любые трудности. А еще то ощущение, когда отработал смену (все подал, все развез) и идешь домой с чувством выполненного долга, что все получилось. Вот это очень приятно.
В семье Павла Анатольевича к его работе и не совсем простому графику относятся с пониманием. Супруга Алина также железнодорожница: она трудится дежурным по станции Буйничи. За мужем она, как за каменной стеной. Пообщавшись с Павлом Савченко, понимаешь, что он из разряда людей, перед которым нужно просто поставить четкую задачу, а дальше…
– Я так скажу: умственный труд меня вообще не утомляет. Если надо думать, решать, принимать решения, мне только в удовольствие. Это как игра в шахматы, когда нужно предвидеть ситуацию на несколько ходов вперед. А еще маневрового диспетчера можно сравнить с дирижером: люди и инструменты разные, а твоя задача сделать так, чтобы все сыгрались и в результате получилась красивая мелодия. Как-то так, – резюмирует Павел Савченко.

Елена ВЕТРОВА


Из первых уст

Не один десяток лет связывает с магистралью почетного железнодорожника Владимира Горбачёва.

Уроженец города Сенно после окончания в 1972 году оршанского железнодорожного техникума, он пришел на станцию Витебск дежурным стрелочного поста. Вскоре был переведен на должность старшего башмачника (сейчас это регулировщик скорости движения вагонов). Железная дорога постепенно раскрывала парню свои секреты. Став станционным, а потом и маневровым диспетчером, Владимир Горбачёв руководил сменой из 50 человек. Управлять непрерывным рабочим процессом – задача не из легких. Нужно постоянно быть на связи с каждой службой, регулировать процессы формирования поездов и погрузки-выгрузки грузов, обеспечивать выполнение плановых заданий, правил безопасности движения и охраны труда. В ходе ночных дежурств диспетчер обладал полномочиями начальника станции.
– Был период, когда у меня остался один подменный диспетчер – Евгений Стрелковский. Мы с ним поочередно работали сменами по 12 часов: он выходил по ночам, я – днем, – вспоминает ветеран. – Сложнее всего было, пожалуй, зимой. Снегопады засыпали пути, и сугробы были выше колена. Помню, однажды 1 января поезд, направлявшийся в Полоцк, встал, едва тронувшись с места, – просто не мог ехать из-за снега. На расчистку путей и особенно стрелочных переводов бросили все силы. Ситуации случались разные. Пожалуй, то время, когда я трудился маневровым диспетчером, было самым непростым и очень ответственным.
Под руководством Владимира Стефановича смена всегда вовремя справлялась с поставленными задачами и была примером для других. Он и сам стал образцом профессионализма: являлся отличником соцсоревнований, ударником пятилеток, был награжден многочисленными грамотами, а в 1986 году ему вручили знак «Почетный железнодорожник». Полученный опыт и знания пригодились Владимиру Горбачёву и в дальнейшем.
В 2008-м он стал инструктором производственного обучения, подготовив немало специалистов. К тому времени железно-дорожник хорошо знал все особенности функционирования магистрали, был компетентен в различных вопросах. На протяжении всего периода работы на станции Владимир Стефанович был общественным инспектором по охране труда, являлся заместителем председателя профсоюзной первички предприятия. Пройдя обучение в Витебском государственном технологическом университете, Владимир Горбачёв занял должность инженера по охране труда, а в 2020 году перешел в райпрофсож Витебского отделения, где стал техническим инспектором труда.
Свободное время Владимир Стефанович посвящает семье. Вместе с супругой Верой Егоровной, которая также трудилась на железной дороге, воспитали двоих сыновей. Старший Евгений стал врачом, младший Сергей – энергетиком. Супруги Горбачёвы любят отдыхать на даче, помогают воспитывать внука Романа и внучку Анну.

Татьяна
ВЕРАСНЕВА


Экскурс в историю

Диспетчер В. П. Юхновец руководит приемом и отправлением поездов, производством маневровой работы (1970-е – 1980-е гг.)

Маневровый диспетчер руководит маневрами на станции. Почти как полководец следит за движением составов, уборкой или подачей вагонов. Именно он нарезает «пирог» заданий и распределяет их между исполнителями – составителями поездов. По его команде начинают и заканчивают крутиться колеса вагонов в местном парке. Еще этот человек ведет переговоры, раздает указания, принимает доклады, записывает выявленные работниками замечания, ведет график перемещения локомотивов и прочее, прочее, прочее… Но множество обязанностей влечет и большую ответственность. Диспетчер не только ставит задачи, но и отвечает за их своевременное выполнение.
Изначально каждая станция самостоятельно принимала решение о последовательности отправления поездов. В результате время нахождения состава в пути было непредсказуемым. В начале ХХ века объем перевозок увеличился настолько, что стало очевидно: без централизованного контроля дорога превратится в бесконечный затор. Нити управления работой были в руках дежурного по станции, а с развитием централизации и связи часть обязанностей перешла к маневровому диспетчеру. Первые более или менее удачные опыты с внедрением железнодорожной радиосвязи в России датируются 1906 годом. Разработчики пытались установить взаимодействие между станциями и поездами. Глобальная модернизация на всей железнодорожной сети СССР произошла в середине 1930-х годов. В то время были разработаны средства радиосвязи машинистов локомотивов и маневровых диспетчеров. Их внедрение начиналось на крупных станциях и постепенно охватывало остальные. Затормозила процесс развития Великая Отечественная война.
Всем известно, что железнодорожники отличились и в тот период – на фронте и на трудовом посту. Не только машинисты, путейцы, но и диспетчеры внесли весомый вклад в борьбу с фашистскими захватчиками. И одним из таких героев был Евгений Меккелев. Его имя было хорошо известно в профессиональных кругах: Евгений Ильич первым на Кировской магистрали стал проводить часть маневровой работы с прибывающими составами на промежуточных станциях, что позволило сократить время стоянки поездов.

Студенты факультета «Управление процессами перевозок» Л. М. Власенко и Т. М. Артюх проходят производственную практику на рабочем месте маневрового диспетчера. Руководит практикой маневровый диспетчер станции Гомель С. Б. Натензон (1970-е – 1980-е гг.)

В октябре 1941 года финские войска захватили Медвежью Гору и окружили станцию Лижма, а вместе с ней семьи железнодорожников и подразделение красноармейцев. Меккелев, карел по национальности, не вызывал подозрений у финнов, кроме того, хорошо знал местность и владел финским языком. Он разведал позиции противника и вывел из окружения более 300 человек. Это был первый рейд. В 1942-м Евгений Ильич несколько раз участвовал в разведывательных вылазках в тыл противника, вступал в бой. А после выполнения заданий возвращался на рабочее место маневрового диспетчера. Коллеги даже не догадывались о целях его командировок.
На Белорусской магистрали активное внедрение поездной и маневровой радиосвязи началось в 1950 годах. Со временем диспетчеры осваивали новые системы, требования к ним становились более строгими. Одним движением руки, быстро и уверенно, эти люди управляют передвижением множества поездов. Их задача – обеспечить выполнение графика и полную безопасность при маневрах. Они контролируют работу станции, следят за погрузкой, выгрузкой, приемом, формированием и отправлением составов. Маневровый диспетчер должен ориентироваться в любых обстоятельствах и уметь быстро находить варианты предотвращения аварийных ситуаций. Для этого необходимы глубокие знания структуры железной дороги и своего участка. Хороший диспетчер – это гарант безопасности движения. За диспетчерским пультом может находиться только человек выносливый, ответственный и высокопрофессиональный.

Благодарим коллектив Музея истории Белорусской железной дороги ЦНТИ за помощь в подготовке материала.

 

Яндекс.Метрика