Октябрь
Сб
12
2024

«Наша молодость неслась тараном…»

В июне 1944 года началась одна из крупнейших стратегических операций «Багратион», которая принесла освобождение белорусской земле.

Наша молодость неслась тараном –
Сокрушить германский самолет.
Чтоб огонь ослабить ураганный –
Падала на вражий пулемет.

Прямо сердцем дуло прикрывая,
Падала, чтоб армия прошла…
Страшная, неистовая, злая –
Вот какая молодость была.

Ольга Берггольц

Войска 65-й армии генерала Павла Батова начали наступление юго-западнее Паричей. На всех армейских картах этот район был отмечен как непроходимые болота, поэтому враг не ожидал удара и наши войска быстро прорвали оборону противника. В образовавшиеся ворота ринулись боевые машины. 15-я гвардейская танковая Речицкая Краснознаменная бригада, которой командовал полковник Константин Кожанов, в первый день преодолела 20 км, уничтожая по пути силы неприятеля. Действия танкистов были настолько стремительны, а удары по врагу такими мощными и неожиданными, что гитлеровцы вынуждены были оставлять один рубеж за другим.

Дмитрий Комаров

25 июня 1944 года перед 15-й гвардейской танковой бригадой была поставлена задача – «перерезать» дорогу Лунинец – Бобруйск, лишив фашистов железнодорожного сообщения. В авангарде наступавших подразделений 2-го танкового батальона уверенно шел Т-34 под командованием 21-летнего лейтенанта Дмитрия Комарова. Несмотря на огонь вражеских самоходных артиллерийских установок, ему удалось одному из первых прорваться к станции Черные Броды – сильному узлу обороны на подступах к Бобруйску. В ходе атаки боевой экипаж успел уничтожить четыре огневые точки и два полевых орудия, но и сам понес потери – прямым попаданием снаряда в башню боевой машины были ранены командир орудия и заряжающий. Их передали санитарам. Таким образом в строю кроме Дмитрия Комарова остался только 18-летний механик-водитель Михаил Бухтуев.

Михаил Бухтуев

Внезапно из-за леса показался вражеский бронепоезд, который открыл ураганный огонь по советским танкам. Опасаясь бокового обстрела, часть техники развернулась в сторону этой крепости на колесах и вступила в бой. Ближе всего к бронепоезду оказался Т-34 Комарова и Бухтуева. «Отойти назад – расстреляют. Вперед, только вперед!» – решил офицер. Завязалась настоящая орудийная дуэль – короткая и страшная. Механик-водитель действовал решительно, умело маневрировал, а командир экипажа в одиночку заряжал, наводил и стрелял по бронепоезду. «Товарищ лейтенант, горим!» – крикнул Михаил Бухтуев. Танк полыхал после прямого попадания вражеского снаряда, но был все еще на ходу. Решение созрело быстро. «Приказываю: идем на таран, бей в колеса!» – скомандовал Дмитрий Комаров своему механику-водителю. Объятый пламенем, оставляя за собой черный шлейф дыма, танк на полном ходу выскочил на насыпь и врезался в бронеплощадки. От мощного удара две из них опрокинулись, а еще у одной была выбита ось. Гитлеровцы, ошеломленные внезапной дерзостью «тридцатьчетверки», растерялись. Бронепоезд, потеряв способность двигаться и вести огонь, был быстро захвачен красноармейскими стрелковыми подразделениями. Окрыленные геройским поступком товарищей, танкисты быстро очистили станцию от гитлеровцев. К 15 часам наши войска освободили Черные Броды и взяли под контроль дорогу Лунинец – Бобруйск, о чем сообщило Совинформбюро.

Это был первый и единственный в истории войн танковый таран бронепоезда. В той отчаянной атаке погиб механик-водитель Михаил Бухтуев. Окровавленный Дмитрий Комаров выбрался из горящей машины и, отстреливаясь от врагов из пистолета, скрылся в лесу. Там он потерял сознание и только через несколько суток его подобрали советские разведчики. После лечения в госпитале отважный офицер участвовал в освобождении Минска.
Гвардии сержант Михаил Артемьевич Бухтуев похоронен в братской могиле в деревне Протасы. 22 августа 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно. А 26 сентября такой же высокой награды был удостоен гвардии лейтенант Дмитрий Евлампиевич Комаров. Но Звезду Героя и ему не суждено было подержать в руках: за четыре дня до официального присвоения звания он геройски погиб. С воинскими почестями офицер был похоронен на кладбище польского селения Заторы на берегу реки Нарев. За проявленные мужество и героизм при освобождении города и крупной железнодорожной станции Бобруйск Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 июля 1944 года 15-я гвардейская танковая Речицкая Краснознаменная бригада награждена орденом Суворова II степени.
Война заставила этих молодых парней быстро повзрослеть, лишила будущего. Михаил Бухтуев (25 ноября 1925 года рождения) стал первым Героем Советского Союза в истории Тувы. Он сначала заменил отца на трудовом фронте, а после его гибели и сам пошел воевать. Танковый бой за станцию Черные Броды был для него первым… Дмитрий Комаров рос в многодетной семье и после 9-го класса устроился на работу в контору ремонтно-путевой колонны станции Шахунья. Мечтал поступить в железнодорожный институт и стать инженером-путейцем. После его гибели в небольшую деревню Синчуваж Горьковской области пришла фронтовая открытка от командира взвода лейтенанта Николая Федорова. В ней он писал: «Уважаемые Анна Ивановна и Евлампий Фалалеевич! С глубоким прискорбием сообщаю о гибели вашего сына, моего лучшего друга – Димы. Он вторично проявил героизм и пал смертью храбрых. Я очень скорблю, разделяю с вами горечь утраты. Клянусь отомстить за него». Подобные клятвы пришли и от членов последнего экипажа Комарова – механика-водителя сержанта Ефима Зверева и башенного стрелка рядового Александра Илюкина.
Рядом с нынешним остановочным пунктом Черные Броды в честь подвига бесстрашных танкистов воздвигнут памятник – на бетонном постаменте легендарный Т-34. Имена Дмитрия Комарова и Михаила Бухтуева золотом выбиты в Зале Победы Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. В фондах хранятся фотографии, письма, копии наградных листов героев. Их имена носят улицы и школы. Их подвиг не забыт.

Николай ШЕВЧЕНКО,
член Белорусского союза журналистов

Яндекс.Метрика