От дворца до музея
270 лет назад – 27 июня 1754 года – российская императрица Елизавета Петровна утвердила проект Зимнего дворца в Петербурге.
Его представил итальянский архитектор Бартоломео Растрелли. Здание возвели в стиле барокко в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. На постройку вербовали мастеров отовсюду и тысячами командировали солдат. Тем не менее в проектные сроки не уложились: вместо трех лет строили восемь. Сама Елизавета не дожила до этого момента. А ее наследник Петр III захотел въехать во дворец на Пасху. Все было готово, но расчистить площадь перед зданием не успевали. Тогда объявили, что всем желающим дозволяется брать со стройки все, что угодно. И за день от мусора не осталось даже следа.
К числу известнейших интерьеров Зимнего дворца относится располагавшаяся в северо-восточном углу здания парадная Иорданская лестница, украшенная богатым декором, в юго-восточной части второго этажа – Большая церковь Зимнего дворца в стиле рококо.
Помимо парадных залов на втором этаже находились жилые покои членов императорской семьи. Первый этаж занимали хозяйственные и служебные помещения. Верхний – квартиры придворных.
Долгое время Зимний дворец был резиденцией российских императоров. Затем Александр III перенес резиденцию в Гатчину, а в Зимнем дворце проводились только торжественные церемонии. При Николае II царская семья вернулась во дворец. Однако уже в 1904 году все они переехали в Царское Село.
В период революции 1917-го в Зимнем дворце находилось Временное правительство, а все ценности и коллекции Эрмитажа отправили в Москву – в Кремль и Исторический музей.
В 1922 году все здание Зимнего дворца было передано Государственному Эрмитажу.