С оценкой «отлично»
40 лет назад – 29 июня 1984 года – началось регулярное движение поездов Минского метрополитена.
Постановление о строительстве метро в столице БССР было принято Советом Министров СССР 4 февраля 1977 года. 3 мая начались работы, а в ноябре – проходка тоннелей (со строительной площадки будущей станции «Парк Челюскинцев»).
Движение открыли накануне 40-летней годовщины освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Была запущена первая линия от станции «Институт Культуры» до станции «Московская» протяженностью 7,84 км с восьмью станциями и электродепо «Московское».
Эксплуатация первого участка линии метро показала необходимость продления ветви, и в 1986-м ввели в эксплуатацию второй – от станции «Московская» до станции «Восток» протяженностью 1,71 километра.
С 1985 года началось строительство второй линии – участка от станции «Тракторный завод» до «Фрунзенской» (6,12 км). В 1990-м в постоянную эксплуатацию введены первые шесть станций Автозаводской линии. А 6 ноября 2020 года сдали первый участок третьей линии метрополитена от станции «Ковальская Слобода»» до «Юбилейной площади» протяженностью 3,53 км с четырьмя станциями.
Отличительной особенностью строительства Минского метрополитена стала небольшая глубина заложения станций. Из-за высокого уровня подъема грунтовых вод их пришлось размещать буквально под земной поверхностью, на глубине всего 10 – 17 метров. Самой глубокой на сегодняшний день является станция «Юбилейная площадь», расположенная на глубине более 25 метров.
Нередко строительство сопровождалось плывунами. Немало трудностей создавали и инженерные коммуникации. Чтобы не повредить архитектурный ансамбль Минска, особенно в исторической части города, прокладку тоннелей и строительство станций пришлось вести с высокой степенью надежности и точности.
Несмотря на серьезные трудности при строительстве, метро было принято в эксплуатацию с общей оценкой «отлично». Но самую высокую оценку Минскому метрополитену поставили пассажиры, которые в первые дни его эксплуатации написали сотни благодарностей в Книгу отзывов и предложений. Спускаясь впервые в метро, люди ощущали себя будто в подземных дворцах. Каждая станция имела свой неповторимый архитектурный облик.
С пуском метрополитена была решена транспортная проблема, характерная для многих городов-миллионников. Еще в бытность существования СССР в Минске располагалось порядка 150 крупных заводов, фабрик и трестов. Наземному общественному транспорту было крайне тяжело решать вопросы сообщения в столице. С момента пуска Минского метрополитена эту ситуацию успешно разрешили, а метро стало самым популярным видом общественного транспорта. Уже за первый год его услугами воспользовались более 80 млн. человек.