Октябрь
Ср
09
2024

65 лет большого пути

«Давайте встретимся на станции Калий-1, так будет правильно. Ведь именно здесь 65 лет назад началась наша история», – предложил начальник станции Калий-3 Александр Андреев. И так действительно правильно – начать с начала…

Исследуя недра белорусской земли, геологи еще до Великой Отечественной войны предполагали, что в ней есть неразведанные запасы полезных ископаемых. Их догадки подтвердились: в конце 1950-х вблизи городского поселка Старобин Минской области были обнаружены залежи калийной соли. Началась большая стройка – комбината и города шахтеров. Ближайшая к месту работ станция Слуцк располагалась в 25 км, поэтому в первую очередь возник вопрос создания железнодорожной ветви. Не было сомнений, что для удобства новая станция должна была появиться рядом с Первым калийным комбинатом. Строительство шло в непростых условиях болотистой местности, одновременно велись набор и подготовка специалистов для приема и отправления поездов, производства маневровой работы, подачи и уборки вагонов.

Начальник станции Калий-3
Александр Андреев

О том, как строители ждали первый поезд, свидетельствуют фото и кадры видеохроники. Посмотреть на него пришли жители соседних деревень, а встречала состав работница строительного участка № 3, дежурный по станции Калий Анна Башкирова. Паровозный гудок разбудил Полесье. Этот день стал праздничным для строителей, горняков и, конечно, железнодорожников. В 1960-м завершилось возведение станции Солигорск. Но работы не останавливались, формировались штаты, шло устранение недочетов. Наконец, 2 июня 1962 года начальник Могилевского отделения подписал приказ о приеме в постоянную эксплуатацию линии Слуцк – Солигорск и открытии станций Солигорск и Калий. Так в общую сеть железных дорог СССР влился новый однопутный участок длиной 31 км.
– В 1965 году к наименованию станции добавили единицу. Но не всем привычную арабскую, а римскую – «І». И называли – «Калий-первый». Мы до сих пор так говорим: первый, третий, четвертый, – рассказывает Александр Владимирович, проводя небольшой экскурс в историю. – Для обеспечения работы Второго и Третьего калийных комбинатов были построены промышленная станция Калий-2, а на 20-м км участка Слуцк – Солигорск – Калий-3. В июле 1977-го таким же образом вводится в строй тупиковая станция Калий-4. Для подвоза строителей, шахтеров и железнодорожников было открыто пригородное движение между Солигорском и Калий-4.
По словам Александра Андреева, развитие шло очень быстро, и в некоторых моментах они были новаторами. Так, в 1969 году станции Калий-1, Калий-3 и Солигорск объединили в Солигорский узел с головной станцией Калий-3. Технология работы изменилась. Большой интерес у коллег вызвала разработанная здесь прогрессивная система маршрутизации перевозок грузов.
В 1971-м и 1981 году Министерством путей сообщения в Солигорске даже была проведена сетевая школа передового опыта по ее изучению. Дважды она демонстрировалась на ВДНХ СССР.
Но от истории перейдем к современности. Сегодня станция Калий-3 (начальник Александр Андреев) является обособленным структурным подразделением РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги». Единая технология эксплуатационной работы и единая система управления охватывают железнодорожные станции Калий-1 (начальник Сергей Ермакович), Калий-4 (начальник Алла Малиновская), Солигорск (начальник Елена Кобзева).

Интересно территориальное расположение: Калий-1 и Солигорск находятся в Солигорском районе, Калий-4 – в Любанском, а Калий-3 – в Слуцком.

Каждая станция чем-то отличается от другой. Например, Солигорск – только пассажирская. Но в то же время специфика у всех схожая и зависит от деятельности ОАО «Беларуськалий».

Приемосдатчики груза и багажа станции Калий-1 Ольга Сулим и Людмила Ковшер

– Минеральные удобрения – это основа нашей погрузки. Коллектив всегда справлялся с предложенными объемами и поставленными задачами. Так, в 2022 году у нас были рекордные показатели за всю историю существования – более 15 млн. тонн. И мы все погрузили, оформили и своевременно отправили. Конечно, периоды бывали разные: комбинаты наращивали объемы выпуска продукции, менялся и обновлялся подвижной состав, корректировалась логистика, но мы знаем свое дело и готовы к любым нагрузкам, – отмечает Александр Андреев. – С начала этого года по сравнению с 2023-м среднесуточные показатели погрузки превысили 118%. На 146% к плану выросла производительность маневрового локомотива. Существенно увеличился вагонооборот. На протяжении суток формируем и отправляем порядка 12 составов. Помимо удобрений, которые, как я говорил выше, являются основой нашей работы, станции грузят стройматериалы, лес, торф. Все идет в общую копилку.
Рабочий день начальника станции Калий-3 не имеет начала и конца – нужно всегда быть на связи. Такой график для Александра Владимировича уже привычен: подъем в пять часов, обязательная зарядка, легкий завтрак и, как он сам выражается, «вперед!». В семь его уже ждут на «Беларуськалии», а потом он едет на станции, решает текущие вопросы и следит за рабочим процессом. Сегодня Александр Андреев, уроженец Орши, считает себя полноправным солигорчанином. Он вырос в семье железнодорожников: отец работал в локомотивном депо Орша, мама – в дистанции гражданских сооружений. Окончил Оршанский техникум железнодорожного транспорта, а в 1995-м получил высшее образование в БелГУТе.

Сегодня на четырех станциях трудятся порядка 140 человек. У коллектива прекрасное женское лицо, мужчины составляют примерно пятую его часть. Как таковой текучки кадров здесь нет.

Трудовую деятельность на магистрали Александр Владимирович начал в 1970 году аккумуляторщиком вагонного депо. В дальнейшем был приемосдатчиком груза и багажа на станции Орша, дежурным по парку, дежурным по горке, маневровым диспетчером. В Могилевское отделение попал в 1995-м. Прошел путь от поездного диспетчера до заместителя начальника отдела перевозок.
– Как раз в тот период сформировались твердые знания, спокойствие и уверенность в себе. Ведь поездной диспетчер, управляя движением поездов, должен еще отвечать на любые вопросы дежурных по станциям, быть ко всему готовым. Это напряженная и ответственная работа. Приятно за результат, который получился, а не получился – обидно.
В основном на своих ошибках и учился, – делится Александр Андреев. – В то время в Могилевском отделении трудился под началом Владимира Лаптинского и Владимира Морозова. Это люди, от совместной работы с которыми без преувеличения остались только хорошие впечатления. Уверенные и крепкие профессионалы. В 2003 году мне предложили возглавить Калий, и я согласился.

Дежурный по станции Калий-1 Елена Дашковская и начальник станции Калий-1 Сергей Ермакович

На работу принимает лично начальник станции Калий-3. «Я объясняю человеку, что он попал туда, где сложная и напряженная работа, которая не признает расхлябанности и равнодушного отношения. Днем и ночью, в любую погоду и по первому требованию. У нас строгая дисциплина и четкое понимание того, что нужно делать», – поясняет Александр Владимирович.
Местные железнодорожники не раз были отмечены отраслевыми и отделенческими наградами. Так, в минувшем году составитель поездов станции Калий-3 Николай Коктыш был награжден знаком «Почетный железнодорожник», Благодарности начальника БЖД удостоена маневровый диспетчер станции Калий-3 Ирина Харланцева. По результатам своего труда и в честь 65-летия ряд работников получат отделенческие награды. Состоится торжественное собрание, на которое также будут приглашены ветераны.
В настоящее время родоначальница целого узла – станция Калий-1 лишь отдаленно напоминает ту, какой была 65 лет назад, когда здесь прозвучал первый паровозный гудок. А в остальном во всем видны перемены, которые не прекращаются по сей день. «Беларуськалий» уже подготовил проект по развитию станции Калий-1, на Калий-3 идет реконструкция путевого развития. Движение не останавливается.
И более 20 лет в его эпицентре почетный железнодорожник, обладатель знаков «Выдатнік Беларускай чыгункі», а также «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» ІІІ и ІІ степеней, начальник станции Калий-3 Александр Андреев.
– Мне такой ритм даже нравится, я к нему привык. Наверное, как и все, кто здесь работает. На протяжении многих лет объединенная станция Калий-3 остается важным звеном в структуре Белорусской железной дороги, обеспечивая бесперебойную работу ОАО «Беларуськалий». Я поздравляю наших работников и ветеранов с праздником! Хочу поблагодарить всех за нелегкий труд и высокий профессионализм. Позвольте пожелать вам крепкого здоровья и семейного благополучия. Пусть добросовестность и взаимовыручка, свойственные железнодорожникам, станут основой для наших дальнейших достижений!

Яндекс.Метрика