Герои продолжают жить
Эти строки были написаны спустя много лет после Великой Отечественной. И в них – судьбы миллионов советских женщин. В том числе и Екатерины Чуяшковой – участницы войны, ветерана Белорусской железной дороги.
У войны не женское лицо,
У войны для женщин нет работы,
Как нет пола у ее бойцов,
И у всех у них – свои заботы.
Но никак без женщин на войне,
Если даже боевые пушки,
Отдыхающие в редкой тишине,
Называли ласково – «Катюши»…
Татьяна Якубинская
В редакцию, чтобы рассказать о самом родном человеке, пришла ее дочь Валентина Михайловна. Ее повествование неспешно, и в каждом слове – уважение к подвигу (иначе не скажешь) всего поколения, на долю которого выпала война:
– Мама родилась в деревне Даниловичи Ветковского района Гомельщины. Семья была многодетной. Ей исполнилось всего три года, когда не стало мамы. Было тяжело. В 1935-м, едва получив паспорт, она ушла в город, чтобы найти работу. По призыву комсомола ее направили на Белорусскую железную дорогу. Начинала стрелочником на станции Гомель, потом отучилась в техникуме железнодорожного транспорта на годичных курсах машинистов. С 1938 года она – помощник машиниста.
Екатерина была на хорошем счету: старательная, трудолюбивая… За отличную работу ее премировали путевкой в новозыбковский Дом отдыха. 21 июня 1941-го она приехала в Гомель за отпускными. На следующий день началась война.
…16 августа Екатерина, помощник машиниста паровоза, заступила на последнее дежурство. Город был в дыму пожарищ, его постоянно бомбили фашисты. Чуяшкова получила приказ срочно вывезти из Гомеля сплотку из трех паровозов и семи вагонов.
Из воспоминаний Екатерины Никитовны: «Станция в Новобелице нас принять не смогла – все пути были забиты составами. Пришлось ждать. Наконец, семафор открыли, на мост въехали. Новобелицу бомбят, все горит, семафор на выезд с моста закрыт. Поезд более двух часов стоял на мосту. В эти страшные минуты испытаний машинист бежал…».
Это было очень сильное потрясение: бомбы сыпались слева и справа от моста, но на полотно ни одна не попала.
Преодолев сомнения и страхи, собрав волю в кулак, 24-летняя девушка сама повела состав в Чернигов. Там паровоз прицепили к воинскому эшелону. Поступил новый приказ ехать в Щорс. Екатерина попробовала возразить: «Без машиниста не могу». На что последовало категоричное: «До Чернигова смогла – сможешь и дальше. Это приказ». Следовала в пункт назначения под бомбежками, но состав через шесть суток все же привела.
Выполняла прифронтовые рейсы на станции Конотоп, Бахмач, Ворожбу, Чернигов, Курск, Елец… Под бомбежками водила санитарные поезда с ранеными. Однажды перед Курском на станции Блохино состав попал под бомбежку. Машинист погиб, Екатерину ранило – осколками рассекло пальцы рук.
У деревни Костино, что под Москвой, она копала противотанковые рвы и окопы. Строила линию обороны вместе с ополченцами, с женщинами и детьми.
Потом было паровозное депо Ртищево, где формировали бригады для сопровождения бронепоездов. В марте 1942 года Екатерину зачислили на службу в состав 58-го отдельного дивизиона бронепоездов. Эту технику направляли на самые опасные участки Юго-Западного фронта. Везли пушки, боеприпасы, продукты. Вывозили раненых. Движение – только ночью. Днем эшелоны старательно маскировали. Златоуст, Валуйки, Сталинград – где только не довелось побывать!
Она не раз смотрела смерти прямо в глаза. Но судьба берегла эту отважную девушку. После войны часто говорила дочери: «Мне помогала молитва».
…В 1942-м под Харьковом «теплушку» разбомбили. Бронепоезд отправили в ремонт, а бригаду Чуяшковой откомандировали на Белорусский фронт. Было еще немало испытаний, прежде чем она оказалась в освобожденном Гомеле.
Екатерина Никитовна награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За оборону Москвы», медалью Жукова, многими другими, орденом Отечественной войны II степени.
Медаль «За оборону Москвы» она получила лишь в 1966 году! Награда все же нашла свою героиню. Поездку в столицу СССР хорошо запомнила и ее дочь Валентина Михайловна.
В этой семье много настоящих Героев. Два брата Екатерины Никитовны погибли на войне, еще один получил ранение.
После Победы Чуяшкову перевели с паровозов на более легкий труд, в Гомельский резерв проводников. Она непрерывно работала на железной дороге 43 года, а всего трудилась полвека!
– Мама много рассказывала о своей жизни. Но мне кажется, что я должна была спрашивать больше…, – вздыхает Валентина Михайловна.
Екатерина Никитовна прожила долгую жизнь – 100 лет! Ее не стало в 2017 году. Но такие, как она, настоящие Герои, не умирают. Память о них продолжает жить в сердцах благодарных потомков.
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ