Октябрь
Пт
04
2024

«Слышишь, время гудит – БАМ!»

50 лет назад, 8 июля 1974 года, ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О строительстве Байкало-Амурской магистрали». Этот день стал судьбоносным для миллионов людей и прежде всего молодежи, которая со всех уголков большой страны отправилась «за туманом и запахом тайги» на легендарную стройку. Но история БАМа началась гораздо раньше. Об этом – в сегодняшней публикации.

50 фактов о Байкало-Амурской магистрали

1. Первые идеи транспортного освоения Забайкалья и Приамурья появились еще в середине XIX века. Тогда же придумали и название железной дороги, которая должна была соединить Екатеринбург, Тобольск, Томск и Енисейск, – Великая Сибирская магистраль.
2. В 1888 году в Русском техническом обществе начали обсуждать проект строительства северной дороги, маршрут которой совпадает с маршрутом нынешней Байкало-Амурской магистрали.
3. В 1924 году на Совете труда и обороны СССР шла речь о необходимости строительства параллельной Транссибу магистрали в глубине страны. Это диктовалось не только вопросами безопасности, но и доступа к полезным ископаемым.
4. Впервые дорогу назвали Байкало-Амурской магистралью в 1930 году. Руководство страны предложило проектным организациям Сибири и Дальнего Востока начать разработку планов ее строительства с выходом к Тихому океану.
5. Первые метры рельсов уложили в 1933 году на станции БАМ в сторону поселка Тындинский.
6. В 1937 году приняли решение о строительстве магистрали от Тайшета до Советской Гавани; начали укладку пути на меридиональных линиях, которые должны были соединить БАМ с Транссибом.
7. В 1940 году открылось движение поездов на участке Известковая – Ургал.
8. В годы Великой Отечественной войны многие уложенные пути разбирали и использовали для строительства железнодорожной магистрали вдоль Волги (т. н. Волжской рокады).
9. В 1943 – 1945 гг. была построена линия Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань.
10. В 1950 – 1959 гг. возвели дорогу Тайшет – Лена (Усть-Кут).
11. К началу 1960-х в эксплуатацию сдали более 1150 км трассы. Вступило в строй второе меридиональное соединение БАМа с Транссибом – линия Известковая – Ургал.
12. В 1973 году начал работу порт Восточный в бухте Врангеля (город Ванино), который стал, по сути, морскими воротами БАМа.
13. В марте 1974-го генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев впервые назвал БАМ важнейшей стройкой девятой пятилетки.
14. В апреле 1974 года на XVII съезде ВЛКСМ БАМ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
15. В апреле 1974-го прямо из Кремлевского дворца 611 молодых романтиков и энтузиастов отправились на Ярославский вокзал, чтобы совсем скоро оказаться в тайге.
16. 1974-ый стал годом второго рождения магистрали – началось ее активное строительство по многим направлениям комсомольцами и частями железнодорожных войск СССР.
17. В марте 1975-го из Минска отправился на БАМ первый белорусский ударный комсомольско-молодежный отряд имени Николая Кедышко. Его бойцы работали на строительстве железнодорожных станций, жилых поселков, укладке путей.
18. В 1976 году по итогам общественного (так он тогда назывался) призыва молодежи комсомольскую организацию БССР признали лучшей среди республик СССР.
19. Для тех, кому довелось первыми оказаться на строительстве магистрали в 1974 году, жилищами служили двухслойные армейские палатки, вмещавшие более 20 человек. Внутри – двухъярусные койки и печи-буржуйки, обогревавшие пространство. Позже им на смену пришли более благоустроенные рабочие вагончики.

«Слышишь, время гудит – БАМ!
На просторах крутых – БАМ!
И большая тайга покоряется нам.
Слышишь время гудит – БАМ!
На просторах крутых – БАМ!
Этот колокол наших сердец молодых».

Роберт Рождественский

20. В период с 1972 по 1977 год восстановили разобранную в 1941-м линию БАМ – Тында – третье меридиональное соединение с Транссибом.
21. В 1975-м строительство развернулось сразу по трем направлениям: центральному – от станции Бамовская до Тынды; западному – от станции Лена до Тынды; восточному – от станции Дипкун до Комсомольска-на-Амуре.
22. Трассу строили в сложных климатических и геологических условиях: на многих участках глубина вечной мерзлоты достигала сотен метров, все искусственные сооружения на линии должны были выдерживать сильные землетрясения.
23. В 1979-м завершилось строительство восточного участка дороги от Ургала до Комсомольска-на-Амуре.
24. В 1980-1981 гг. был возведен мост через реку Витим, один из самых сложных на трассе.
25. К 1 января 1983 года в ходе строительства БАМа выполнено более 400 млн. кубических метров земляных работ. Появились 3,4 тыс. притрассовых автомобильных дорог, 1,4 тыс. мостов и 1,8 тыс. водопропускных труб, уложено 2,26 тыс. км главных путей.
26. В январе 1984-го на Ярославский вокзал Москвы прибыл первый поезд, сформированный в Тынде.
27. В октябре 1984 года уложили «золотое звено», соединившее трассу на всем протяжении от Тайшета до Ванино.
28. 30 мая 1985-го принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О присвоении имени Ленинского комсомола Байкало-Амурской железной дороге Министерства путей сообщения».
29. В 1988-м на БАМе началось постоянное движение (ввод в эксплуатацию).
30. 63 новых населенных пункта основано при строительстве БАМа, в том числе три новых города: Северобайкальск, Тында и Февральск.
31. Вклад союзных республик в строительство магистрали отражен в топонимике БАМа. В поселке Ния главные улицы носят названия Тбилисской и Руставели. В Таксимо – улицы Белорусская и Минская, в Кичере – Таллинская, в Куанде – Самаркандская.
32. 5,4 тыс. метров пути за одни сутки в августе 1984 года проложила бригада Александра Бондаря на участке Таксимо – Витим, установив тем самым рекорд за всю историю строительства БАМа.
33. БАМ не зря называли стройкой молодых – средний возраст бойцов составлял 25 лет. Только в неофициальной столице БАМа Тынде за первые шесть лет зарегистрировано 6 тыс. браков, а уровень рождаемости был одним из самых высоких в СССР.
34. За всю историю БАМа в его строительстве участвовали около 2 млн. человек.
35. Длина основного пути Байкало-Амурской магистрали от Тайшета до Советской Гавани составляет 4287 км.
36. Трасса магистрали проходит, в основном, по гористой местности, в том числе через Становое нагорье, прорезая семь хребтов, в том числе Байкальский, Северо-Муйский, Кодарский, Удоканский, Туранский, Дуссе-Алинь и Сихотэ-Алинь.
37. Высшая точка пути – Муруринский перевал, 1323 метра над уровнем моря.
38. На трассе пробито десять тоннелей: Коршуновский (950 м), Байкальский (6685 м), Мысовые тоннели (414 м, 1843 м, 1706 м, 1344 м), Северомуйский (15 343 м, самый протяженный в России), Кодарский (1981 м), Дуссе-Алиньский (1852 м) и Кузнецовский (3890 м).
39. Трасса пересекает 11 крупных рек, среди которых Лена, Амур, Зея, Витим, Олекма, Селемджа и Бурея.
40. В городе Тында Амурской области действует крупнейший в России Музей истории Байкало-Амурской магистрали.
41. Трудовой подвиг строителей БАМа увековечен в многочисленных памятниках. Например, в композиции на месте стыковки в Балбухте. Она представляет собой два рельсовых звена, сходящихся наверху, с прибитыми к шпалам табличками. На них – названия станций Западного и Восточного участков. Сверху они соединены общей шпалой, на которой прикреплена табличка с надписью «Балбухта».
42. В честь БАМа назван астероид, открытый в Главном поясе астероидов 8 октября 1969 года Людмилой Черных из Крымской обсерватории.
43. В строительстве БАМа участвовали порядка 60 тыс. белорусов.
44. Сегодня БАМ – это магистраль, на которой расположены 280 станций и разъездов, более 2,8 тыс. инженерных сооружений, в том числе 4,2 тыс. мостов.
45. Окончательным завершением строительства Байкало-Амурской магистрали может считаться 5 декабря 2003 года, когда было открыто движение по Северомуйскому тоннелю протяженностью более 15 км.
46. БАМ обеспечивает транспортом ряд действующих месторождений: два угольных (Нерюнгринское и Ургальское), два железорудных (Коршуновское и Рудногорское), одно медное (Удоканское). В 2022 году открыт трубопровод к БАМу для отгрузки газового конденсата с Ковыктинского месторождения.
47. Ежегодно магистраль перевозит около 12 млн. пассажиров.
48. 5 апреля 2021 года подразделения железнодорожных войск Вооруженных сил России приступили к строительству второй ветви БАМа – 340 км от Улака до Февральска.
49. В июне нынешнего года компания «РЖД» представила короткометражный фильм «БАМ. Преемственность поколений». Его действия начинаются в наши дни на выставке, посвященной 50-летию магистрали. Главный герой, рассматривая фотографии, вспоминает события великой стройки, участником которой он был.
50. В 1976 году учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Эту награду получили более 170 тыс. человек.

Из первых уст

Ветеран Барановичской дистанции электроснабжения Нина Рыбина посвятила БАМу десять лет:

– Это годы, которые невозможно забыть. 19 мая 1981-го по приказу МПС мы с мужем в составе комсомольского отряда отправились на легендарную стройку. Оба уже работали на железной дороге, в локомотивном депо Волковыск: я – лаборантом, Владимир – машинистом. Комсомольцам устроили красивые проводы: сначала в Гродно, оттуда в Минск, а потом уже в Москву. Затем дорога лежала на восток. В составе отряда было 174 человека. На всесоюзную стройку мы ехали с хорошим настроением, молодежь на крупных станциях встречали очень торжественно. За время поездки бамовцы не только познакомились друг с другом, но и подружились. На станцию Ургал-2 прибыли 30 мая. Как сейчас помню: приехали ранним утром и увидели шикарный город, окруженный сопками. Просто дух захватывало!
Я устроилась лаборантом очистных сооружений станции Ургал-2, супруг – машинистом тепловоза. Через два месяца нам выделили двухкомнатную квартиру. Бытовые условия были отличными. У нас уже рос сын, второй, Ваня, родился в Новом Ургале. С местом в детском саду тоже проблем не оказалось. там мы работали и жили целых десять лет, вплоть до развала Советского Союза. Конечно же, были трудности, например, очень суровые сибирские зимы, когда температура воздуха опускалась до -40оС.
Но привыкли и к этому. Знаете, ведь в молодости все воспринимается по-другому. Память сохранила выступления артистов, которые приезжали со всей страны, посещения кинотеатров… А еще походы в лес за грибами и ягодами, поездки на рыбалку. Природа тех мест просто удивительна! Но главное, конечно же, люди. Мы очень сдружились с другими семьями и в шутку себя называем «бамовским братством». Мой муж за добросовестный труд на железной дороге награжден медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», а меня в этом году удостоили памятного знака «50 лет Байкало-Амурской магистрали». Это дорога, которая объединила в одном порыве огромную страну. Во имя созидания, во имя развития… Я благодарна судьбе за то, что она привела меня на БАМ.

Яндекс.Метрика