Октябрь
Сб
12
2024

Поклонимся тем, кто с войны не вернулся

В этой семье свято хранят память о военном прошлом. Родной и двоюродные дедушки ведущего инженера по организации и нормированию труда Центра разработки нормативов для организации и нормирования труда БЖД Татьяны Голицевой храбро сражались с фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной.

Татьяна Голицева листает семейный архив

Железнодорожница собрала большой архив, в котором бережно хранит фотографии и письма, военные документы, боевые награды и книги. В них упоминаются фамилии ее родственников и их боевых товарищей.
– Мы хотим, чтобы об этих мужественных людях знали все последующие поколения нашего рода, – отмечает собеседница. – Я была очень дружна с дедом Василием по папиной линии и всегда с интересом слушала его рассказы. Это тяжелые воспоминания, но в них было столько гордости за боевых товарищей! Почти до самой смерти дедушка искал сослуживцев, переписывался с их родными.
Среди пожелтевших писем есть те, которые для Василия Федоровича были особенно важны. Это история поиска места захоронения капитана Василия Рогалёва – начальника штаба партизанского отряда, которым руководил лейтенант Голицев. В 1946 году в дом Елизаветы Рогалёвой пришла похоронка, где было указано, что ее муж Василий погиб еще в 1943-м, а в строке про место захоронения стоял прочерк. Семья долго искала могилу. И только в 1984 году благодаря помощи Василия Голицева обнаружили, что в списках похороненных в братской могиле, расположенной в деревне Боровое Дзержинского района, числится Василий Кириллович Рогалёв.
– Мой дедушка всегда готов был прийти на помощь в трудной ситуации, – отмечает Татьяна Леонидовна. – За доблесть и мужество, проявленные в борьбе с фашистскими захватчиками, Василий Голицев награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Красного Знамени, медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.
Его малая Родина – деревня Чирпы (Татарстан) – находится в живописном месте, где сливаются реки Волга и Кама.
– Дед Василий рос в крестьянской семье и с раннего возраста знал, каким тяжелым был труд на земле, – рассказывает Татьяна Леонидовна. – С 10 лет батрачил, а в 13 устроился счетоводом в колхоз. В юности мечтал стать военным по примеру старших братьев и во время службы в армии попросил зачислить его в военное училище.
После окончания учебного заведения младшего лейтенанта Голицева направили служить в Белорусский военный округ. В ноябре 1940-го его перевели в воинскую часть 63-го Минско-Слуцкого укрепрайона (часть так называемой линии Сталина).
…На третий день войны немцы уже подошли к Заславлю. Город стоял не на жизнь, а на смерть, ведь защищал он столицу Беларуси, сдерживал кольцо обороны Минска. Комендант ДОТа Голицев яростно вел оборонительный бой. Офицер в перископную трубу определял места наступления противника и координировал выстрелы из орудий. Солдаты упорно держали свои позиции, пока не закончились патроны…
Из защитников ДОТов уцелели немногие: большинство погибло, кто-то попал в окружение. Но воины настроились решительно на продолжение борьбы, пусть и в отрыве от главных частей Красной армии.
– С июля 1941-го по март 42-го дед Василий в составе Минского подпольного комитета вел активную работу: собирал оружие, участвовал в боевых заданиях, – продолжает железнодорожница. – Когда фашисты арестовали руководителей подполья, ушел в партизаны.
В сентябре 1942 года на базе отряда имени М. В. Фрунзе была образована одноименная 18-я бригада. Народное сопротивление приобретало массовый характер. И в скором времени
из участников бригады было создано несколько партизанских объединений. Инициатором формирования отряда имени М. И. Кутузова в апреле 43-го был Василий Голицев. Бойцы под его командованием наводили страх на немецкие гарнизоны, стоявшие в Заславском и Дзержинском районах.
В одном из рейдов в июне 1943-го Голицев был ранен. Пуля пробила левое плечо, когда он был верхом на коне. Верный друг-скакун умчал его далеко от преследования. Несмотря на тяжелое ранение, Голицев не оставил свой отряд. В июле тот попал в окружение в районе деревень Скирмантово и Верт-ники Дзержинского района. В ходе передислокации бойцы совершили почти 400-километровый пеший марш-бросок от нынешнего Ивенца (Минская область) до Ляховичей (Брестская область), обходя лесами и болотами крупные формирования немецких войск. Периодически партизаны вступали в бой с гитлеровцами. Например, в районе Негорелого, что в 10 километрах от Дзержинска. Из окружения отряду удалось выйти без потерь. Ту самую военную карту-путеводитель Василий Голицев бережно хранил всю жизнь. И сегодня она занимает почетное место в семейном архиве.
Бойцы партизанского отряда имени М. И. Кутузова пустили под откос 17 вражеских эшелонов, подорвали три немецких автомобиля, повредили 13 км линий телефонной и телеграфной связи. Кроме диверсионной работы принимали участие во всех боевых операциях. В декабре того же года уничтожили банду белополяков.

Зинаида и Василий Голицевы. 1942 год

Когда в январе 1944 года партизанский отряд имени М. И. Кутузова вошел в состав 19-й бригады, Голицева назначили заместителем комбрига по разведке. Бесстрашный офицер вместе с группой из 57 человек неоднократно делал вылазки к линии фронта за боеприпасами и оружием. Возвращаясь с одного из таких заданий в районе деревни Бережцы Столинского района (сейчас Березцы Пинского района), партизаны нарвались на немцев, завязался бой.
– Силы были неравными. Но и тогда дед Василий смог отвести своих людей в полном составе, – отмечает Татьяна Леонидовна. – Про его боевые задания я узнавала в основном из архивных документов. Вспоминая те тяжелые годы, он лишь вздыхал и говорил: «Это такая боль! Солдаты, молодые ребята, месяцами были голодными, холодными, грязными. Необходимо было держаться, выживать, бороться. Сегодня современному человеку трудно даже представить такие ужасные условия. Чувство страха, боли, смерти изматывало и не отпускало. Это не должно повториться никогда! Человек создан для жизни!».
Но даже в таких тяжелейших условиях нашлось место простому человеческому счастью. Василий Федорович встретил свою любовь – Зинаиду Степановну Ярошевич. Она стала его боевой подругой и судьбой. Их первый ребенок – дочь Людмила – родилась в 1942 году в партизанском отряде. Василий и Зинаида вместе шли по жизни – сначала фронтовыми дорогами, выполняя общее дело, а после – и семейной длиной более полувека. Помимо дочери воспитали сына Леонида, помогали с внуками и правнуками.
Зинаида Степановна родилась в деревне Качино (сегодня Ждановичский сельсовет) в многодетной семье. Она была младшей из шестерых детей. Когда девочке исполнилось десять, не стало мамы. Еще чуть раньше умерла сестра Мария. На главу семьи Степана легла большая ответственность. С самого детства Зина много трудилась, а еще ей очень нравилось учиться: все школьные предметы давались с легкостью. Кроме того, она была активной участницей самодеятельности, читала стихи. В стремлении получать знания и развиваться примером были старшие братья. Иван стал архитектором, Афанасий – лесничим, а Сергей с гордостью носил офицерские погоны.
В июне 1941-го Афанасий с семьей и Зина с сестрой Аней жили в деревне Ждановичи Минского района. Эвакуироваться им не удалось, поэтому Зина сразу ушла в партизаны. Была связной в отряде имени Кутузова, доставала перевязочные материалы, медикаменты. С июня 1942 по 1944 год принимала участие в партизанском движении на территории Минского района, в том числе в «Рельсовой войне», так как хорошо знала местность. Через врача Корчаева, отправленного подпольем работать в фашистский госпиталь, обеспечивала партизан медикаментами. Кроме того, была причастна к освобождению военнопленных лагеря в Масюковщине «Шталаг-352». Многие из тех, кому удалось сбежать, уходили в подполье. Им выдавали паспорта реально существующих людей. Документы Зинаида Степановна взяла во время одной из бомбежек в отделе кадров железнодорожного предприятия. Эти паспорта спасли жизни не одного десятка советских солдат.

Людмила – дочь Зинаиды и Василия

Однажды девушку чуть не увезли в Германию. На тот момент у них с Василием уже была годовалая дочь Люда. Во время облавы людей согнали в колонну и распределяли: взрослых –
в одну сторону, детей – в другую. Зина в школе учила немецкий язык и, не растерявшись, по-немецки обратилась к одному из офицеров: «Маленький ребенок, посмотрите, ну куда же вы его?». Окинув взглядом, фриц оттолкнул ее в сторону и велел уходить.
– Мама часто со слезами вспоминала тот момент, когда мы обе были на волосок от гибели, – присоединяется к разговору Людмила Васильевна, которая в этом году отпраздновала 82-летие. – Мама выжила. Но война отняла у нее родных: брата Афанасия расстреляли, смертью храбрых погиб Иван. Она с болью рассказывала о тех бесчинствах, что творили фашисты.
В послевоенные годы Зинаида и Василий Голицевы продолжали общаться с фронтовыми товарищами: переписывались, встречались, поддерживали друг друга. Все их письма сохранились. На одной из таких встреч, организованных для ветеранов Великой Отечественной, однажды довелось побывать и внучке Татьяне вместе с младшей сес-трой. А в лесу на месте дислокации партизанского отряда установлен мемориал.
– Выступая на памятных мероприятиях, дедушка всегда говорил, что праздник Победы прежде всего относится к тем, кто отдал свою жизнь за независимость и свободу нашего Отечества. Нужно в первую очередь поклониться тем, кто не вернулся, – вспоминает Татьяна Леонидовна. – У деда Василия война забрала двух братьев (Алексей числится без вести пропавшим, а Иван погиб). Дедушки не стало в возрасте 81 года. Бабушка прожила почти 90. День Победы для них всегда был особенным днем. Таким он продолжает оставаться и для нас, их потомков.

Лидия СТАШКЕВИЧ

Яндекс.Метрика