Октябрь
Сб
12
2024

К людям – с открытой душой

Не зря говорят, что о возрасте лучше всего говорит состояние души. А душой ветераны нашей магистрали уж точно не стареют. Их энергии и трудолюбию можно только позавидовать! Нина Манюк именно такая. Она обладает удивительным качеством: умеет создавать вокруг себя ауру тепла, любви и искренности. Такими же искренними были пожелания близких, друзей и бывших коллег в связи с 75-летием, которое не так давно отметила Нина Степановна. Годы ее только украшают! Своими воспоминаниями о пройденном пути ветеран поделилась с отраслевой газетой.

Нина Степановна с внучкой Анной

Ее жизненный путь начался в деревне Стрии Кобринского района Брестчины.
– Если спросите, был ли кто-то в моей семье связан с магистралью, я отвечу без долгих раздумий: конечно, был! Степан Дмитриевич Панасюк, мамин родной брат, в 1945 году окончил Брестский техникум железнодорожного транспорта. Позже работал в Управлении дороги. Он эсцебист, был начальником отдела. Но не скажу, что его пример стал определяющим при выборе профессии.

По жизни – лидер

С юных лет, еще в школе, Нину Манюк привлекали к общественной работе. Наверное, педагоги сумели разглядеть в девочке то, чего не было у других: общительность, отзывчивый характер, желание помогать… Нина успела побывать пионервожатой отряда, а в старших классах – секретарем комсомольской организации, что очень почетно. Вспоминает, как волновалась, когда ездила в Кобринский райком комсомола и отвечала на вопросы комиссии.
После школы девушка решила стать педагогом. Поехала в Могилевский пединститут поступать на исторический факультет. Но ей не повезло: не прошла по конкурсу, который тогда составлял 12 человек на место! Ничего не поделаешь, вернулась домой, устроилась старшей пионервожатой в Октябрьскую восьмилетнюю школу.
– Все было очень серьезно! – вспоминает Нина Степановна. – Мы вели воспитательную работу: организовывали разные мероприятия, проводили линейки и т.д. Работа хорошо оплачивалась: мой оклад составлял 108 рублей. Я прекрасно себя зарекомендовала, и через полгода мне предложили место в кобринской школе № 3. Можно сказать, это был для меня карьерный рост: и школа посолиднее, и учеников больше. К тому же районный центр.
Но вопрос о поступлении все еще не терял актуальности, поэтому как только подошел срок подачи документов, Нина отправилась в Брест. На этот раз пришла в строительный техникум. А в приемной комиссии ее стали отговаривать, дескать, вы уже работаете, вам лучше поступать на вечернее отделение. Но абитуриентка стояла на своем: хочу учиться только на дневном! В результате она забрала документы, срок подачи которых в учебные заведения истекал, и пришла (как говорится, вскочила в последний вагон) в техникум железнодорожного транспорта. Ее встретил завуч Борис Кузьмич Куров.
– В 1960-е годы большой популярностью пользовалась специальность «автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте», – говорит собеседница. – Я тоже написала заявление. Но в итоге обучалась по специальности «путь и путевое хозяйство». Наверное, из-за того, что слишком поздно пришла, и места были заняты.

Командир стройотряда

В техникуме Нина стала (что неудивительно) старостой группы. На одном из отчетно-выборных собраний ее избрали секретарем комсомольской организации всего техникума. Словом, общественная работа «догнала» ее и здесь. Это время было очень интересное: поездки, экскурсии, новые знакомства и впечатления. Была командиром стройотряда. Вспоминает, что первый раз ездила с ребятами в деревню Тюхиничи на строительство свинокомплекса, на следующий год – в Микашевичи, где возводили подъездной путь к предприятию «Гранит». Есть что вспомнить! А практику проходила на одной из путевых машинных станций, и по ее итогам девушке присвоили квалификацию монтера пути 4-го разряда.
Техникум Нина Степановна окончила с отличием и осталась там работать секретарем молодежной организации, поскольку должность была освобожденная. Трудилась до 1979 года. Затем перешла инженером в отдел пути Брестского отделения, поступила на заочное отделение БИИЖТа, выбрав специальность «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство».
Отдел пути – подразделение не из простых, особенно когда в разгаре сезон летних путевых работ: нужно тщательно готовить и предоставлять «окна», взаимодействовать со многими специалистами, смежниками из других хозяйств и не только в отделении дороги. Тяжелым был период, когда в качестве эксперимента отдел пути ликвидировали, оптимизировав численность сотрудников. Нагрузка на оставшихся стала очень серьезной, но Нина Степановна успешно справлялась. Затем ее перевели инженером по технической работе. В этом качестве она трудилась с 1985 по 1987 год. А что же с общественной нагрузкой? Без нее никак! Героиня публикации была секретарем партийной организации планово-экономического отдела, активно участвовала в деятельности профсоюзной организации. В 87-м ее перевели заведующей кабинетом технической работы и пропаганды.

«Уровень – высочайший!»

– В этот период я занималась вопросами рационализации, организацией международных мероприятий, которые принимал Брест. Была большая ответственность, когда у нас проходило первое совещание Организации сотрудничества железных дорог. Уровень – высочайший! Требовалось все предусмотреть, вплоть до мелочей. Очень волновалась, – вспоминает железнодорожница.
Спустя пять лет кабинет передали в ведение Дорожного центра научно-технической информации, библиотечного обслуживания и пропаганды. Нина Степановна стала начальником отдела соответствующего отделенческого центра. В 1997 году его объединили с общим отделом. В 2005-м Нину Манюк назначили заместителем начальника отдела организационного обеспечения. В 2007-м – перевели в Дом культуры железнодорожников заместителем директора по административно-хозяйственной части. Хлопот тоже хватало: там как раз начался капитальный ремонт. С этой должности она и ушла на заслуженный отдых.
– Без дела долго сидеть не могу, – улыбается ветеран. – Еще со времени учебы в техникуме участвовала, наверное, во всех избирательных кампаниях, которые проходили как в СССР, так и в независимой Беларуси. Была членом и председателем участковых комиссий. А в 2015-м за активное участие в избирательной кампании получила Благодарность Президента нашей страны.
Трудовой стаж Нины Манюк на дороге – 34 года. За это время она была удостоена многих наград: трех Почетных грамот Управления БЖД, знака «Отличный работник Белорусской железной дороги», а также высшей отраслевой награды – знака «Почетному железнодорожнику» в 1999 году. Четырежды признавалась лучшим организатором технического творчества на магистрали.

Просто радоваться жизни

Нина Степановна счастлива и в семейной жизни. Вместе с мужем Константином Захаровичем воспитала двух детей – дочь Татьяну и сына Юрия. Оба они окончили БИИЖТ и некоторое время трудились на предприятиях железной дороги. Супруг работал заместителем начальника локомотивного депо Брест.
20 лет назад его не стало… Нину Степановну сегодня поддерживают и радуют не только дети, но и внуки – их пятеро, старшему уже 23 года. Парень отслужил в погранвойсках, учится в университете. Настоящая гордость бабушки!
– Я очень довольна тем, как сложилась моя судьба, – подводит итог ветеран. – Всегда любила общественную работу. Да, порой приходила домой после полуночи, но со временем не считалась. Нередко вспоминаю сон своей мамы, оказавшийся пророческим. Ей приснилось, что я приехала в Кобрин и села на железную дорогу, прямо на путь! Она испугалась за меня, начала кричать, что идет поезд и надо срочно уходить. А мне хоть бы что! Вот так на железной дороге я и осталась. На долгие-долгие годы. Мама, к слову, прожила 96 лет. Сегодня моя отдушина – дача, работа на земле, которая радует богатым урожаем. А какие цветы красивые! Важно просто ценить жизнь.
Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить всех, кто меня знает (а таких людей на магистрали немало), всех руководителей, с которыми мне посчастливилось работать. Спасибо вам за эти чудесные годы!

Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика