У истоков развития железных дорог
220 лет назад – 22 июля 1804 года – появился на свет Павел Мельников, инженер, ученый и первый министр путей сообщения Российской империи.
Он уже с молодых лет показал талант к наукам. Московский благородный пансион надворного советника Василия Кряжева, куда юноша поступил в четырнадцатилетнем возрасте, Мельников окончил с отличием, и в 1820 году был зачислен в Военно-строительную школу путей сообщения при Институте инженеров путей сообщения.
Окончил ее «первым по успехам на выпускных экзаменах», по причине чего был сразу принят на третий курс института, где в 1825 году завершил свое образование. Имя молодого человека было занесено на мраморную доску почета «за успехи в науках», а ему самому предложили должность преподавателя, от которой новоиспеченный поручик не отказался.
В последующие годы Мельников продолжал развиваться на выбранной стезе – сначала как помощник профессора курса прикладной механики Поля Клайперона, а затем, после отъезда своего учителя, уже как профессор, звание которого он получил в 29 лет. Внимание инженера привлекли работы иностранных коллег, посвященные вопросам экономической целесообразности железнодорожного строительства – это вдохновляет его написать статью для «Журнала путей сообщения», изданную в 1835 году отдельной книгой под названием «О железных дорогах». Научный труд принес славу как Мельникову, так и его поприщу: в том же году он стал членом комиссии по целесообразности строительства железных дорог в России. При его участии в 1837 году в эксплуатацию была сдана первая железная дорога в Российской империи (Санкт-Петербург – Царское Село – Павловск).
После командировок в Западную Европу и США Мельников приступил к самому крупному делу своей карьеры – проекту железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. На основе доклада Павла Мельникова и его коллеги Николая Крафта, содержавшего необходимые экономические и технические расчеты, император Николай I 1 февраля 1843 года подписал Указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург – Москва.
Павел Петрович был назначен начальником Северной дирекции магистрали, возведением которой он руководил вплоть до окончания работ в 1851 году. После завершения строительства Мельников продолжил практическую деятельность, организовав ряд экспедиций по исследованию местности перед прокладкой сети железных дорог в европейской части России, за что получил орден Святого Владимира II степени.
В 1863 году Мельникова назначили главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями. Когда в 1865-м учреждается Министерство путей сообщения, он становится его первым министром. В период руководства Мельникова железнодорожная сеть Российской империи расширялась прорывными темпами, в соответствии с планом развития железных дорог, предоставленным инженером Александру II и получившим силу закона. Несмотря на занятость, он продолжал заниматься научной работой, изучал вагоностроение, учредил первое техническое железнодорожное училище в Российской империи – Александровское.
На своем посту Павел Петрович Мельников превыше всего ставил служение людям. Он считал, что железная дорога должна находиться в руках государства, что страна должна развивать промышленность и сама производить механическое оборудование – ради всеобщей пользы. Остро воспротивившись продаже магистрали Санкт-Петербург – Москва, в 1869 году Мельников ушел в отставку, но на пенсии продолжил заниматься общественно полезной деятельностью. На личные средства возвел церковь Петра и Павла (в память о строителях дороги Санкт-Петербург – Москва), а также дом для престарелых и интернат для сирот.
На станции Шумилино Белорусской железной дороги Павлу Мельникову установлен памятник-бюст.
Демьян КУЛИКОВИЧ,
студент факультета журналистики БГУ