День в истории
В этот день в 1935 году в Тбилиси открылась первая в мире Детская железная дорога.
В 1930-е годы студенты Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта решили создать для пионеров узкоколейную дорогу. Амбициозную задачу поддержало руководство вуза. Спустя несколько месяцев, в сентябре 1934 года в парке имени Серго Орджоникидзе начались строительные работы.
Все было добровольно, приходили все желающие. Особенно много людей собиралось по выходным – до 500 человек, которые трудились абсолютно бесплатно. Шефство над необычным проектом взяло руководство Закавказской магистрали.
Первоначальная протяженность детской железной дороги составила 400 метров (в настоящее время – 1200). Колея – 750 мм. Первый поезд со станции «Пионерской» отправился в июле 1935-го. Составом управлял 10-летний машинист Виктор Сокольский. По некоторым сведениям, в первый день поезд совершил 37 рейсов и перевез 1 тыс. пассажиров. Успех превзошел все ожидания.
Участники строительства дороги в Тбилиси через газету «Пионерская правда» обратились к сверстникам с призывом строить детские магистрали в других городах страны. Идея получила поддержку наркома путей сообщения Лазаря Кагановича и академика Владимира Образцова. Первую детскую железную дорогу в РСФСР открыли в Красноярске, а на территории Беларуси – в Гомеле. К середине 1980-х в СССР работало не менее 52 таких объектов. Почти все они находились в подчинении Министерства путей сообщения. Детские магистрали сыграли неоценимую роль в подготовке специалистов для отечественных железных дорог.