Октябрь
Пт
11
2024

Цель – оптимизация процессов

Начальнику пункта технического обслуживания вагонов Гомель-Пассажирский Александру Отоке совместно с доктором технических наук, профессором кафедры «Вагоны» БелГУТа Олегом Холодиловым выдан патент на полезную модель №13511 «Стенд магнитопорошкового контроля цельнокатаных колес для железнодорожного подвижного состава».

Заявляемое техническое решение относится к неразрушающему контролю (НК) цельнокатаных колес для железнодорожного подвижного состава при текущем и среднем ремонте колесных пар вагонов методом магнитопорошковой дефектоскопии. Оно направлено на повышение достоверности и качества контроля за счет выявления разноориентированных дефектов в радиальном направлении приободной зоны колеса, диска и перехода от диска к ступице колеса. Стенд содержит подъемно-поворотное устройство с приводом вращения колесной пары, опорную раму, две ванны, где размещаются намагничивающие устройства в виде гибкого медного изолированного кабеля. При этом в одной кабель наматывается параллельно проверяемой поверхности колеса, продольно каркасу в виде сваренной конструкции трапецеидальной формы, образуя соленоид, а во второй – также параллельно проверяемой поверхности колеса, но в поперечном направлении. При этом ванны являются резервуарами для слива магнитной суспензии, которая самотеком поступает к насосной станции и используется повторно за счет системы рециркуляции. При этом намагничивание осуществляется одновременно с поливом магнитной суспензии, которая подается в зону контроля.
Изготовление стенда возможно в двух вариантах: как отдельно стоящий, так и вписываемый в рельсовое технологическое пространство сборной конструкцией на уровне пола или утапливаемый наполовину, в зависимости от особенностей колесно-роликовых участков.
Колесная пара подается по технологическим рельсам накатом вручную на опорную раму стенда или краном (в случае отдельно стоящего стенда) на установочную позицию подъемно-поворотного устройства. Осмотр осуществляется в удобной верхней части колеса, магнитная суспензия используется многократно за счет насосной станции, в отличие от похожих устройств. При контроле колеса в одной из ванн внимание дефектоскописта направлено на выявление индикаторных следов, ориентированных в том же направлении, что и кабель. Адаптивность стенда МПК в условиях колесно-роликовых участков и вагоноколесных мастерских различных предприятий при контроле цельнокатаных колес, напрессованных на ось, позволяет оптимизировать процесс контроля и получить достоверный результат о качестве цельнокатаного колеса.
– Идея создания такого стенда появилась, когда я еще работал дефектоскопистом по магнитному и ультразвуковому контролю, – рассказывает Александр Отока (на фото). – Контролируя цельнокатаные колеса колесных пар при среднем и текущем ремонте вихретоковым методом, мне казалось, что ручной труд слабоват ввиду большого охвата площади колес и их количества в смену. С появлением альтернативного ручного магнитопорошкового метода контроля колес в соответствии с изменениями нормативных документов мне пришла идея создать такой стенд. В 2019 году мы с коллегой – инженером Могилевского вагонного депо Алексеем Ляхом – сделали макет и с ним приняли участие в республиканском конкурсе «100 идей для Беларуси». Наш проект вышел в финал. А непосредственно подать заявку на патент предложил мой руководитель в аспирантуре Олег Викторович Холодилов.
Прежде чем приступить к столь масштабному труду, Александр Отока провел большую изыскательную работу: долго сравнивал и изучал существующие аналоги и подобные изобретения, их слабые места и неточности. Опубликовал достаточное количество научных статей в рецензируемых журналах про возможности автоматизации метода с помощью такого стенда.
– Словом, к патенту шел не спеша, но с уверенностью, что идея будет жива. Участвуя в различных проектах, технических конкурсах Республики Беларусь, международных конференциях, с каждым разом был ближе к своему проекту, – отмечает железнодорожник. – Особые слова благодарности хочу выразить всем, кто помогал на старте проекта и в продвижении самой идеи.
Александр Отока – победитель различных научно-технических конкурсов, республиканского и дорожного состязаний профессионального мастерства. Он неоднократно принимал участие и становился призером конкурсов «Молодежная инициатива» Белорусской железной дороги и «Транспорт будущего». Также был финалистом республиканского конкурса «100 идей для Беларуси», участником множества молодежных научных форумов и проектов, автором научных статей на тему неразрушающего контроля деталей вагонов. Кроме того, начальник пункта технического обслуживания вагонов Гомель-Пассажирский является обладателем звания «Лучший молодой рационализатор Белорусской железной дороги».

Лидия СТАШКЕВИЧ

Яндекс.Метрика