«Говорящие» цифры
Экономист предприятия Наталья Авдеева называет Жлобинскую дистанцию сигнализации и связи своим вторым домом. Для нее, потомственной железнодорожницы, магистраль всегда была неотъемлемой частью жизни.
Решив пойти по стопам родителей, вот уже 20 лет она оттачивает профессиональное мастерство и с каждым годом все больше убеждается в том, что в юности сделала правильный выбор. Отец Натальи, Николай Викторович Алексеенко, начал свой трудовой путь слесарем в локомотивном депо Жлобин в 1978 году. Совсем скоро, набравшись опыта и окончив дортехшколу, получил права сначала помощника машиниста тепловоза, а затем и машиниста. Со временем повысил профессиональный уровень до первого класса. Почти четверть века он провел за правым крылом локомотива. Мама Татьяна Федоровна тоже была железнодорожницей: более 35 лет работала на станции Жлобин – сначала дежурным по станции, а затем коммерческим агентом. Еще 12 лет была неосвобожденным председателем профсоюзной организации станции Жлобин, активно защищала трудовые интересы коллег. На заслуженном отдыхе остается таким же неравнодушным и деятельным человеком: любит путешествовать и всегда принимает участие в мероприятиях ветеранской и профсоюзной организаций. Своими эмоциями и впечатлениями Татьяна Алексеенко нередко делится с читателями газеты «Железнодорожник Белоруссии».
– Наша семья с отраслевым изданием уже почти полвека, – улыбается Наталья Николаевна. – Его я читала еще школьницей. Впрочем, чем жила отрасль, по крайней мере, о тех предприятиях, где трудились родители, я имела представление. Почти все разговоры в нашей семье в той или иной степени касались магистрали. Это, несомненно, на меня влияло – в первую очередь тем, что пробудило интерес к железной дороге. А понятия «локомотив» и «поезд» стали очень близкими, особыми, можно сказать, родными…
Железнодорожная биография Натальи Авдеевой началась в 2004 году с должности дежурного по выдаче справок вокзала станции Жлобин. Первые дни принимать звонки от пассажиров, вспоминает, было страшновато: боялась ошибиться и ответить на вопрос неверно. Компьютеры тогда только появлялись на рабочих местах, и огромный объем информации – от знания наизусть расписания движения поездов до кодов всех станций возможных пересадок – ей приходилось держать в голове. Ведь именно от квалификации дежурного по выдаче справок зависела производительность его труда, а не от количества поступивших звонков и обратившихся пассажиров. Эта работа предполагала четкие и быстрые ответы на поставленные вопросы, а еще полную самоотдачу и особый склад характера.
– Для многих пассажиров поездка на поезде – мероприятие волнующее, сродни небольшому стрессу. Я старалась подбирать для людей оптимально комфортный маршрут, – вспоминает собеседница. – Полученный опыт, умение работать в режиме многозадачности и запоминать большой объем информации помогли мне в дальнейшем, когда перешла в станционный технологический центр младшим оператором, а в 2007 году перевели на должность старшего.
С магистралью связаны не только родители Натальи Николаевны, но и ее собственная семья.
Имея математический склад ума, Наталья Авдеева с детства любила цифры и тяготела к работе с ними. Но квалификации не хватало. Именно поэтому она решила учиться дальше и поступила на заочное отделение Белорусского государственного экономического университета на специальность «бухгалтерский отчет, анализ и аудит».
– Наличие диплома позволило мне претендовать на должность бухгалтера. Подходящая вакансия, в частности, бухгалтер по заработной плате, к тому моменту появилась в Жлобинской дистанции сигнализации и связи. Согласовав решение с руководством станции, я сменила вид деятельности, но не отрасль. Хотя прощаться с людьми, которых очень ценила и уважала, было тяжело, – признается специалист. – Однако мне повезло: в новом коллективе приняли радушно и поддержали.
Освоив все тонкости бухгалтерии (от начисления по больничным листам до налоговых платежей), Наталья подошла к следующей и самой важной карьерной ступеньке. В 2011 году в штатном расписании появилась новая должность – экономиста, которую и предложили занять Наталье Николаевне. Уже 13 лет она решает финансово-экономические вопросы Жлобинской дистанции сигнализации и связи.
– Взять хотя бы статистический отчет. Это целый мир, в котором очень много любопытной и полезной информации о производственной жизни предприятия. В общем, работа у меня сложная, но интересная, – объясняет собеседница. – Обыватель не сразу поймет, что такое, к примеру, оценка качества используемых материалов, прямой контроль расценок и тарифов на услуги предприятия, составление финансовых планов и так далее. Экономист дополняет задачи так называемых технарей цифрами, анализирует, оценивает деятельность специалистов инженерно-технического блока с точки зрения рентабельности. И если предприятие функционирует эффективно, значит, грамотно работают его экономисты. Это лишь непосвященному кажется, что таблицы с цифрами не влияют на выполнение производственных показателей.
Муж Натальи Николаевны Дмитрий более 20 лет работал машинистом железнодорожно-строительных машин Жлобинской дистанции пути, а скоро железнодорожную эстафету подхватит сын: сейчас Иван обучается в Гомельском колледже – филиале БелГУТа. Своих мужчин героиня публикации периодически балует изысканными блюдами, тем более, что готовить она обожает и кулинарию считает своим главным хобби. А об увлечениях других железнодорожников узнает из отраслевой газеты. Также Наталья Авдеева с удовольствием участвует в отделенческих культурно-массовых мероприятиях. Она считает, что отдыхать нужно активно и весело, чтобы трудиться потом с полной отдачей.
Демьян КУЛИКОВИЧ