Октябрь
Сб
12
2024

Мастер пилотажа

80 лет назад – 19 августа 1944 года – летчик-ас Александр Покрышкин стал первым трижды Героем Советского Союза.

Однажды президент США Франклин Рузвельт назвал Покрышкина лучшим летчиком Второй мировой войны. И эти слова абсолютно справедливы. Покрышкин стал вторым среди самых результативных летчиков антигитлеровской коалиции – по числу подтвержденных побед (59) он уступает лишь Ивану Кожедубу (64). 30 летчиков, которые прошли его школу, впоследствии стали Героями Советского Союза, шестеро из них удостоены «Золотой Звезды» дважды.
Александр Иванович родился в 1913 году в Томской губернии. Семья жила бедно и тяжело. Саша Покрышкин окончил семь классов и школу фабрично-заводского ученичества, получил специальность слесаря-лекальщика. В 1932-м Покрышкин пошел добровольцем в Красную армию. Для сибирского паренька это была возможность исполнить мечту – стать летчиком. Первый летательный аппарат парень увидел в 12 лет. Позже он отучился в Пермской, а затем в Ленинградской школе военных авиатехников. В конце 1934-го Александра направили в 74-ю стрелковую дивизию Северо-Кавказского военного округа для технического обслуживания авиазвена связи. Во время очередного отпуска, меньше чем за месяц, молодой технарь освоил программу подготовки гражданского пилота! А вскоре последовал рапорт с просьбой о переводе в летную школу. В ноябре 1938-м молодого человека направили в Качинскую авиашколу в Севастополе, а после ее окончания – в 55-й истребительный авиационный полк, входивший в состав ВВС Одесского военного округа и дислоцировавшийся в Бельцах, на границе с Румынией.
Покрышкин отлично чувствовал свой самолет и был непревзойденным мастером пилотажа, но не являлся снайпером. Поэтому старался атаковать противника первым, стремительно падая на него сверху («удар сокола»), стрелял в упор с 50 метров и ближе и тут же уходил резко вниз, а затем снова вверх.
Свой последний боевой вылет он совершил уже после 9 мая 1945 года над Прагой. «Кто не воевал в 1941 – 1942 годах, тот не знает настоящей войны», – как-то сказал Александр Иванович. Сам он к середине ноября 1941-го выполнил 190 боевых вылетов, в том числе 144 на штурмовку наземных войск врага. И каждый раз ему приходилось на бреющем полете прорываться сквозь плотный огонь зениток и увертываться от атак немецких истребителей. Всего на счету Покрышкина 650 боевых вылетов, 156 воздушных боев, 59 сбитых вражеских самолетов лично и 6 в группе.
Редко кому из летчиков удавалось пройти столько небесных сражений и не погибнуть, более того, он ни разу не был серьезно ранен. Иногда Покрышкина спасали буквально миллиметры или какое-то чудо. Однажды пуля пробила бронированную спинку сиденья, срезала ремень, срикошетила от стойки кабины и чиркнула летчика по подбородку, залив его кровью.
В самом конце войны на территории Германии, выбирая место для аэродрома, ночью на дороге Покрышкин наскочил на отступавшую немецкую часть. Не погибнуть помогли навыки истребителя: дав по газам, он проскочил на машине сквозь строй растерявшихся врагов, а пока те соображали, что произошло, был уже за пределами прицельной стрельбы.
Именно Покрышкину 24 июня 1945 года на Параде Победы доверили нести знамя 1-го Украинского фронта.

Яндекс.Метрика