Слагаемые безопасности
За 162 года истории Белорусской железной дороги здесь изменилось многое: развилась инфраструктура, усовершенствовался подвижной состав. Однако кое-что осталось неизменным, а именно – требование обеспечения безопасности движения поездов. Оно было, есть и останется неизменным приоритетом для работников отрасли. Коллективы предприятий, достигшие в этом отношении хороших результатов, становятся лауреатами престижной дорожной премии имени машиниста В.А. Яцкевича. В 2024-м их список пополнил резерв проводников Минского вагонного участка.
– Обеспечение безопасности движения – комплексная задача, которую мы решаем сообща, а это свыше 680 работников, большую часть из которых составляют проводники пассажирских вагонов. Вместе с начальниками пассажирских поездов в своей трудовой деятельности они руководствуются Правилами технической эксплуатации, руководящими документами по ремонту и эксплуатации ходовых частей, тормозного и электрооборудования, автосцепного устройства и широким перечнем других нормативных документов, – рассказал журналисту отраслевого издания заместитель начальника вагонного участка Сергей Игнатенко (на фото). – Получение и закрепление необходимых знаний и действий в нестандартных ситуациях осуществляются во время теоретических и практических занятий, к которым при необходимости привлекаются специалисты смежных хозяйств. Для большей наглядности учебу организуем непосредственно в подвижном составе на путях текущего отцепочного ремонта, в парке.
Так, в пункте технического обслуживания Минского вагонного депо местные специалисты подготовили для наших работников занятия по колесным парам, тормозному и ударно-тяговому оборудованию, срыву стоп-крана, действиям в нестандартных ситуациях. Кроме того, уже в пути следования дополнительные инструктажи с поездными бригадами проводят поездные электромеханики. Все это необходимо, чтобы поддерживать высокий уровень технических знаний у проводников и начальников поездов.
Неотъемлемая часть общей системы обеспечения безопасности движения – постоянное самообразование железнодорожников. Каждому проводнику, начальнику поезда доводится материал, который они должны изучить и усвоить.
И это, как отметил Сергей Васильевич, далеко не все. Командно-инструкторский состав вагонного участка осуществляет плановые инструктажи, где разбирает характерные случаи нарушений безопасности движения, которые имели место на дороге за последние пять лет, знакомит персонал с новым графиком движения поездов, разъясняет нюансы работы при смене сезона. Ежедневно в ходе планерных совещаний проводится выборочный устный опрос работников поездных бригад о порядке действий в случае возникновения нестандартных ситуаций. Не забывают здесь и о повышении квалификации – в минувшем году ее прошли в БелГУТе один инструктор поездных бригад и пять начальников пассажирских поездов.
– В основе обеспечения безопасности движения лежит грамотная системная работа с коллективом: начиная с обучения и заканчивая контролем, – подчеркнул заместитель начальника участка.
Сергей Игнатенко отметил, что для отслеживания действий поездных бригад, оценки качества выполнения ими своих обязанностей инструкторы, а также руководство вагонного участка регулярно осуществляют сопровождение поездов в пути следования.
В вопросах безопасности Сергей Васильевич не новичок. Вся его железнодорожная биография так или иначе была связана с этой темой. На Белорусской магистрали он с 2008-го: пришел в Минский вагонный участок слесарем по ремонту подвижного состава. Потом работал в производственно-техническом отделе, помощником начальника участка (ведущим инженером) по безопасности движения. В 2018 году стал заместителем начальника участка.
Опыт дорогого стоит
Об этом не понаслышке знают инструкторы поездных бригад Елена Калейник и Алина Сильченко. В Минском вагонном участке они более четверти века, работали проводниками (в том числе в фирменном поезде № 2/1 «Беларусь»), начальниками поездов. Теперь инструктируют молодежь. За столько лет практики они изучили все нюансы профессии и всегда дадут мудрый совет, компетентное разъяснение того или иного нормативного документа.
Заслуженным авторитетом в коллективе пользуется старший инструктор поездных бригад Галина Кищиц. На магистрали она более 30 лет. Работала проводником (в основном на фирменной «двойке»), нарядчиком поездных бригад, инструктором. Она вместе с коллегами отмечает, что для достижения хороших результатов в их работе важны системность, отсутствие формализма. Необходимо уметь донести информацию до слушателей, доступно разъяснять сложные вопросы, убедиться, что аудитория поняла. А закрепить знания помогает практика.
Оставаться бдительным
Регулярное проведение технических занятий повышает уровень компетентности персонала. В этом уверен начальник фирменного поезда № 2/1 Минск – Москва «Беларусь» Константин Сурин. По его словам, железнодорожник всегда должен сохранять бдительность, особенно, если работает с пассажирами.
– Поездная бригада в пути следования постоянно следит за техническим состоянием оборудования вагонов и за работой всех систем, которые обеспечивают безопасность движения, – отмечает Константин Михайлович. – Кроме того, помимо выполнения других своих задач мы также обращаем внимание на соблюдение пассажирами правил пожарной и личной безопасности, пользования оборудованием вагона и т. д. Ведь для работника железнодорожного транспорта основная задача – сохранить жизнь и здоровье людей.
Под началом у Константина Сурина – люди опытные, компетентные, ответственные. Например, проводники пассажирского вагона Галина Богданович и Ольга Шиванова в профессии уже более 10 лет. Успели поработать на разных направлениях, последние несколько лет трудятся на маршруте Минск – Москва.
– Безопасность пассажиров и их комфорт – наши важнейшие приоритеты, – подтверждает Галина. – Поезд у нас ночной, так что работать проще: большую часть пути люди спят. Главное – обеспечить безопасную посадку-высадку.
– Особое внимание уделяем пассажирам с ослабленным здоровьем – пожилым, инвалидам. При необходимости помогаем им спуститься, забрать вещи, – подключается к разговору Ольга. – Всегда следим за состоянием ступенек, протираем поручни, чтобы человек не поскользнулся, не сорвалась рука.
– Если едут семьи с детьми, обязательно объясняем малышам, что нельзя бегать по салону во время движения, играть в активные игры, – продолжает Галина.
– Всегда сами разносим чай, кофе. Даже если пассажир решил самостоятельно воспользоваться титаном-кипятильником, мы предлагаем ему вернуться на свое место, а потом приносим горячий напиток, чтобы никто не получил ожог, – дополняет Ольга. – На первый взгляд, мелочи, но все вместе они помогают обеспечить безопасность пассажиров.
Удержать позиции
– Премия имени машиниста В. А. Яцкевича – престижная дорожная награда. Мы очень признательны за столь высокую оценку нашего труда, – отметил в завершение беседы с журналистом заместитель начальника Минского вагонного участка Сергей Игнатенко.
Комплексный подход к вопросам безопасности и системность в работе позволили нашему коллективу завершить 2023-й без случаев нарушений безопасности движения и отказов технических средств. Будем стараться удержать эту планку и в нынешнем году.
Инга МИНДАЛЁВА