Уходили в поход партизаны…
В год 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков нельзя обойти стороной важную роль партизанского движения в достижении победы над врагом.
К началу стратегической наступательной операции «Багратион» в непосредственном тылу немецкой группы армий «Центр» находилось 150 партизанских бригад и 49 отдельно действующих отрядов, насчитывавших 143 тыс. человек. Свыше 250 тыс. числилось в составе скрытых резервов. Белорусский штаб партизанского движения во главе с секретарем ЦК КП(б)Б Петром Калининым разработал конкретный план боевых действий, который в конце мая 1944 года был согласован с командованием 1-го, 2-го, 3-го Белорусских и 1-го Прибалтийского фронтов. По данным Национального архива, всего за период подготовки к операции «Багратион» в отряды и бригады было заброшено 7,8 тыс. тонн боевых грузов: 49,2 тонны тола, 3,6 тыс. винтовок, 920 карабинов, 470 пулеметов, более 8 млн. винтовочных патронов, свыше 26 тонн медикаментов и многое другое.
За три дня до начала наступления войск Красной армии белорусские партизаны реализовали третий этап «рельсовой войны». Для участия в операции было привлечено 30 бригад и отдельных отрядов общей численностью около 13 тыс. человек. В ночь на 20 июня 1944-го они атаковали железнодорожные коммуникации врага по всей оккупированной территории республики. Движение было парализовано, в том числе на направлениях Полоцк – Молодечно, Минск – Барановичи, Пинск – Брест, Старушки – Уречье и других. Партизаны активно действовали на главных путях отступления гитлеровских войск, нападали на вражеские колонны, срывали перегруппировку его сил. Из справки оперативного отдела БШПД «О боевой деятельности партизан в период подготовки и проведения операции «Багратион»: «За период с 20 июня до окончания военных действий на территории Белоруссии партизанами пущен под откос 101 воинский эшелон противника, разгромлено 4 железнодорожные станции, взорвано 60 177 рельсов, 12 железнодорожных мостов и 70 мостов на шоссейных и грунтовых дорогах, разрушено более 200 км телефонно-телеграфной линии связи, уничтожено 32 танка и бронемашины, 406 автомашин, убито более 14 тыс. и взято в плен более 17 тыс. солдат и офицеров противника».
К началу стратегической наступательной операции «Багратион» в непосредственном тылу немецкой группы армий «Центр» находилось 150 партизанских бригад и 49 отдельно действующих отрядов, насчитывавших 143 тыс. человек. Свыше 250 тыс. числилось в составе скрытых резервов.
Партизаны захватывали и удерживали до подхода частей советских войск водные переправы и плацдармы на берегах, помогая армии быстрее двигаться на запад. Так, бойцы Бегомльской бригады «Железняк» (командир Иван Титков) взяли под контроль участок реки Березины. С подходом 35-й гвардейской танковой бригады генерала Ази Асланова они навели два моста, по которым танкисты смогли переправиться на противоположный берег. Партизаны оказали большую помощь в освобождении множества населенных пунктов, в том числе Минска, Борисова, Вилейки, Докшиц, Кличева, Слуцка, Лиды, Логойска, Лунинца, Любани, Молодечно, Несвижа, Новогрудка, Пинска, Столбцов. Они самостоятельно очистили от врага и удерживали до подхода советских войск Копыль, Узду, Старобин, Руденск, Куренец, Свирь, Видзы, Кореличи, Ивенец и другие. В боях особо отличились командиры партизанских отрядов, бригад и разведывательно-диверсионных групп Борис Булат, Виктор Ливенцев, Федор Малышев, Николай Михайлашев, Григорий Токуев. Всем им присвоено звание Героя Советского Союза.
Оперативное руководство боевыми действиями партизанских бригад и отрядов, а также организация их непосредственного взаимодействия с войсками Красной армии были возложены на прикомандированные к военным советам фронтов оперативные группы обкомов КП(б)Б, а также на представительства (опергруппы) Белорусского штаба партизанского движения на фронтах. Была налажена связь со всеми бригадами и соединениями через 130 действовавших в тылу врага радиостанций. «Следует заметить, – отмечал позднее Пантелеймон Пономаренко, – что ни в одной другой операции в ходе войны непосредственная связь и тактическое взаимодействие между партизанами и фронтовыми соединениями не были организованы так широко и четко, как во время Белорусской операции».
Командование фронтов высоко оценило активные действия партизан, указав, что они сумели в значительной мере парализовать пути отступления фашистов. Выступали народные мстители и в качестве проводников. В одном из залов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны хранятся портрет, китель и медаль «За боевые заслуги» жителя города Петрикова бакенщика Степана Сухомера. Хорошо зная каждый речной перекат на Припяти, он помогал катерам Днепровской военной флотилии скрытно подойти к Пинску. Не единожды через чащи и болота в тыл оккупантов проводил разведчиков и красноармейцев житель деревни Бечи Житковичского района Алексей Ермоленко, за что был награжден орденом Красной Звезды. И таких мужественных поступков в ходе операции «Багратион» было множество.
При ликвидации 105-тысячной группировки противника юго-восточнее Минска по указанию БШПД в окрестности столицы БССР было стянуто 30 партизанских формирований. В течение нескольких дней упорные бои с врагом вместе с регулярными войсками вели бригады «Буревестник», «Смерть фашизму», имени Н. А. Щорса, «За Советскую Белоруссию», 1-я, 2-я Минские и другие.
К 19 июля 1944 года с действующими частями соединились 139 партизанских бригад и 30 отдельно действующих отрядов общей численностью 141 тыс. человек. В ряды Красной армии влились свыше 600 тыс. жителей БССР, в том числе 180 тыс. бывших партизан. Командующий войсками 1-го Белорусского фронта маршал Советского Союза Константин Рокоссовский в телеграмме ЦК КП(б)Б отмечал: «В успешном проведении гигантского сражения за Советскую Белоруссию большую и неоценимую помощь оказали Красной армии многочисленные отряды белорусских партизан, действующие в тылу врага. Партизаны заслуженно делят с войсками фронта честь одержанной победы в Белоруссии».
Николай
ШЕВЧЕНКО,
член Белорусского союза журналистов