Сентябрь
Сб
07
2024

Подвиг возрождения

В постоянной экспозиции Национального художественного музея Беларуси находится масштабное полотно – картина «Минск. 3 июля 1944 года» известного белорусского мастера Валентина Волкова. Летний день, небо затянуто клубами дыма, горожане с цветами обступили танк, остановившийся посреди усыпанной битым кирпичом улицы…

В годы Великой Отечественной войны Минск был практически полностью разрушен. Особенно ужасающее зрелище представляли руины в районе железнодорожного вокзала. Оккупанты уничтожили значительную часть городских предприятий, учебных заведений, жилого фонда, привели в негодность водопровод, канализацию, телефонно-телеграфную сеть. Секретарь Минского подпольного горкома партии Савелий Лещеня вспоминал: «Мы с работниками горкома КПБ пришли в Минск 4 июля 1944 года. Сразу же направились в центр. Но где он сейчас? Улицы Советской нет – гитлеровцы оставили одни руины. Зияют огромными пустыми глазницами развалины и на прилегающих к ней улицах. С одной окраины видна через весь город противоположная…».
Сразу после освобождения 3 июля 1944-го распоряжением командующего 31-й армией 3-го Белорусского фронта генерал-полковника Василия Глаголева комендантом Минска был назначен командир 36-го стрелкового корпуса Николай Олешев. Он приказал подразделениям, оставленным в его распоряжение, немедленно сделать все возможное, чтобы спасти город от дальнейших разрушений.

Были развернуты госпитали, военнослужащие расчистили улицы и переулки, потушили горевшие здания, восстановили электростанцию, наладили водоснабжение.

Саперы 13-й отдельной инженерной бригады (командир – полковник Владимир Железных), приданной 3-му Белорусскому фронту, в кратчайший срок провели большую работу по разминированию. Было напечатано обращение к минчанам с просьбой сообщать в штаб обо всех замеченных минно-взрывных устройствах, оставленных фашистами. Повсеместно стали появляться таблички «Проверено, мин нет!». О масштабах той работы свидетельствуют такие цифры: всего в городе было разминировано 188 зданий и других важных объектов, таких как Дом правительства, театр оперы и балета, хлебозавод, электростанция, водокачка, аэродром и другие. Согласно архивным данным, саперы сняли и обезвредили 1884 фугаса, 1474 авиабомбы, 294 противотанковые и 859 противопехотных мин. В районе железнодорожного вокзала работы по разминированию проводила рота капитана Ефима Проценко, где отличились взводы лейтенанта Николая Макасера, старшего лейтенанта Ивана Митрофанова, отделения сержанта Андрея Подкорытова, рядового Ахмадуллы Сигбатулина.

Восстановление железнодорожного полотна, 1944 год

В связи с освобождением Минска с призывом «К белорусскому народу» обратились ЦК КПБ, Совнарком и Президиум Верховного Совета БССР. В этом документе, в частности, отмечалось:
«…мобилизуйте все свои силы на быстрейшее восстановление фабрик, заводов, колхозов, МТС, совхозов, жилых зданий, школ, больниц и других культурных учреждений. Это трудная задача, но белорусский народ ее решит в кратчайший срок. Вся страна, все братские народы помогают и помогут белорусскому народу быстрее восстановить разрушенное немцами хозяйство, воссоздать культурные учреждения и ликвидировать последствия немецкой оккупации». Правительство республики совместно с архитекторами и планировщиками решало, как возрождать столицу БССР. После изучения состояния города Комиссия по делам архитектуры при Совнаркоме СССР разработала «Эскиз планировки Минска», в котором речь шла не о простой реставрации и восстановлении довоенного облика города, а фактически о создании новой столицы республики. К разработке проекта привлекались лучшие архитекторы Москвы и Ленинграда, среди которых известные зодчие: академик Аркадий Мордвинов – председатель Комитета по делам архитектуры при Совнаркоме СССР, архитектор Борис Рубаненко – заместитель председателя этого комитета, академики Алексей Щусев, Николай Колли, Владимир Семенов и профессор Иосиф Лангбард. Они сделали вывод, что Минск должен стать современным ярко выраженным общественно-административным центром. По генеральному плану его территория в пределах городской черты расширялась, включая резервную площадь для дальнейшего строительства. Центральную часть города решили застраивать в основном 4-5-этажными домами. Монументальные здания должны были чередоваться с зелеными пространствами и памятниками, отражающими героические события войны. Советскую улицу (ныне проспект Независимости) предложено было превратить в главную магистраль города с повышенным качеством архитектуры жилых и гражданских зданий.

Минск восстанавливается, апрель 1945 года

В октябре 1944 года состоялась IX сессия Минского городского Совета депутатов трудящихся, на которой было решено привлекать все трудоспособное население Минска к разборке разрушенных зданий и расчистке строительных площадок. Каждый горожанин должен был ежемесячно отработать не менее 15 часов и имел «Личную книжку участника восстановления города Минска». Кирпичи, оставшиеся после разборки руин, старались использовать повторно, а строительный мусор вывозился, либо шел на укрепление стен. Одним из первых на улице Советской (проспект Независимости) было построено здание КГБ. Оно задало стиль остальным постройкам – сталинский ампир.

Дом Красной армии

В течение 1947 – 1948 годов в Минске появилось свыше ста новых улиц. Крупной реконструкции подверглась Привокзальная площадь, где за пять лет – с 1947-го по 1952-й – возвели два 11-этажных здания, образующих так называемые Ворота города. Одновременно строили несколько жилых районов, крупнейшими из которых стали поселки минских тракторного и автомобильного заводов. Они являли собой единый архитектурный ансамбль с полной социально-бытовой инфраструктурой: магазины, школы, детсады, почта и другие объекты.
Особый размах восстановительные работы приобрели в первой послевоенной пятилетке. Вся многомиллионная социалистическая страна помогала возрождать столицу БССР. Из советских республик сюда прибывали инженеры, высококвалифицированные рабочие, техника и стройматериалы. Уже в октябре 1947-го Минский автомобильный завод выпустил первый грузовик МАЗ-205, белорусские тракторостроители в ноябре 1950-го начали серийное производство гусеничных тракторов. В сентябре 1952-го по столице проехали первые пять троллейбусов.

Минчане на расчистке будущих стройплощадок, 1944 год

Вряд ли возможно в полной мере оценить тот колоссальный труд, благодаря которому вырос сегодняшний красавец-Минск. Восстановление белорусской столицы фактически завершилось уже в начале 1950-х. Следующими стали этапы ее развития и расцвета, продолжающиеся по сей день.

Николай ШЕВЧЕНКО,
член Белорусского союза журналистов

Яндекс.Метрика