Уроки под елями и соснами
В годы оккупации в леса уходили целыми семьями и даже деревнями. Всех желающих партизанские отряды принять не могли, так как постоянно воевали и вели преимущественно кочевую жизнь. А как же быть со стариками, женщинами и особенно детьми? Так начали появляться семейные лагеря. Их обустраивали, как правило, в глубине лесных массивов и болот, между озерами. Эта зона со всех сторон надежно охранялась.
Самыми опасными для семейного лагеря были разведывательные немецкие самолеты, получившие прозвище «рама». Команда «Воздух!» часто нарушала относительно спокойную жизнь. Несмотря на это, люди старались максимально обустроить быт, занимались хозяйственной работой, несли караульную службу и заботились о снабжении лагеря продуктами питания. Известно, что в отрядах существовали свои мельницы, пекарни, мастерские, типографии и, конечно, школы. Наибольшее распространение такие «учебные заведения» получили в Брестской и Барановичской областях, где их насчитывалось около двадцати. Известный белорусский поэт-фронтовик Анатолий Велюгин в стихотворении «Партызанская школа» так описывал учебный процесс:
Сухім пергаментам – бяросты скрутак.
Мурашкі-літары… На сэрцы смутак:
Пісаць вучылася палеская дзятва,
Як вылі «юнкерсы» па сорак сутак,
Гарэлі воблакі, і дрэвы, і трава.
Достоверно известно, что первая лесная школа на Брестчине была организована осенью 1943 года при отряде имени М. И. Калинина (командир Петр Ковальский), где в трех классах обучались 50 детей. Лесные школы были начальными, они, как правило, размещались в землянках или других сооружениях, построенных из подручных материалов. Их работа проходила в невероятно трудных условиях: не было учебников, тетрадей, писчей бумаги, наглядных пособий. Партизанам было приказано при нападении на немецкие гарнизоны вместе с оружием и боеприпасами забирать также канцтовары.
В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны хранится письмо одного из организаторов партизанского движения Кирилла Мазурова о работе лесных школ. Описывается, как по причине отсутствия письменных принадлежностей «…комсомольцы отряда Николая Розова ходили по этим вопросам в разные деревни и собрали 150 карандашей, несколько учебников, несколько десятков тетрадей. В Октябрьском районе 14.09 провели конференцию учителей, 15.09 – родительское собрание. 16 сентября школы начали работу. Количество обучающихся в них – 271 человек. Карпиловская школа – 47 детей, Рудобельская – 10, Рудницкая – 20, Старо-Дубровская – 26, Ново-Дубровская – 52».
Выручала, как всегда, народная смекалка. Так, из дубовой коры вырезались буквы для азбуки. Народные умельцы нашли и способ изготовления чернил: в отвар из дубовых желудей бросали ржавый гвоздь или кусок железа, после чего смесь некоторое время отстаивалась до готовности. Служили для этих целей также выпаренный сок черники и крепкий отвар ольховой коры. Вместо классных досок учащиеся нередко выводили буквы и цифры выстроганными палочками на земле и песке. Тетрадками служили упаковочная бумага, немецкие листовки, газеты и даже береста. Из-за отсутствия учебников и программ педагоги-партизаны обучали детей по политической литературе, которая имелась в отрядах. В свободное время ребята помогали маскировать лагерь, проводили работы по благоустройству, собирали ягоды и грибы, лекарственные травы, дрова. Велись с ними и беседы о действиях партизан, отрабатывались упражнения по гранатометанию, изучению устройства винтовки, проходили тренировки с макетами стрелкового оружия.
Достоверно известно, что первая лесная школа на Брестчине была организованаосенью 1943 года при отряде имени М. И. Калинина (командир Петр Ковальский), где в трех классах обучались 50 детей. Лесные школы были начальными, они, как правило, размещались в землянках или других сооружениях, построенных из подручных материалов.
В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны воссоздан элемент такой лесной школы. В тетрадке подробно изложен отчет учительницы Полины Ясновской об учебно-воспитательной работе с 12 мая по 12 июля 1944 года. В отряде имени А. А. Жданова, действовавшем в Дрогичинском районе Брестской области, обучением было охвачено 58 детей (23 мальчика и 35 девочек) младшего школьного возраста. Учебный день состоял из четырех уроков по 45 минут каждый с малыми переменами по 10 минут и большой 30 минут. Занятия проводились в две смены. Учащиеся демонстрировали хорошую успеваемость. В конце учебного года были проведены итоговые занятия и экзамены в присутствии командира отряда, комиссара, секретаря комсомольской организации и учительницы из другого отряда. По окончании школы ребятам выдавались специальные свидетельства.
Занятия в лесных школах вели учителя, жившие в местах дислокации партизан, а также бывшие студенты и старшеклассники. В числе этих самоотверженных людей были Ядвига Чернявская и Вера Иванова. К осени 1943 года в трех семейных лагерях бригады имени Я. М. Свердлова насчитывалось около 1,5 тыс. человек. Вторая лесная школа или школа «у дуба», в которой учительствовали Ядвига и Вера, была самой крупной – 93 ученика, из них 61 первоклассник. Вот как отзывался о педагогах-партизанах Владимир Яковенко (командир бригады имени Д. Т. Гуляева): «С особенной теплотой вспоминают бывшие дети и партизаны одну лесную школу, пожалуй, самую крупную в партизанских краях. Она располагалась на небольшом островке в глубине Споровских болот, в полукилометре от второго семейного лагеря отряда имени Макаревича. Ее организаторами стали две юные брестчанки Ядвига Чернявская и Вера Иванова, давнишние подруги, а в недалеком прошлом – выпускницы областного педагогического училища… Прошло совсем немного времени со дня начала занятий, как Вторая лесная превратилась в базовую для всех остальных школ партизанской зоны. Сюда за методическим опытом преподавания в условиях лесной жизни приезжали учителя Елена Несветаева (Первая лесная школа), Анастасия Прядун (Третья лесная школа), Вера Хоружая и Галина Рябчевская (Четвертая лесная школа), Зинаида Пясковская (школа семейного лагеря отряда имени Жданова) и многие другие… Много внимания уделялось и внеклассной работе. Вера Иванова разучивала с малышами стихи Александра Сергеевича Пушкина и Якуба Коласа, слова и мелодии любимых советских песен, старшая пионервожатая Елена Мулярчук готовила их к приему в пионеры, а Ядвига Чернявская проводила репетиции литературного монтажа «Были для детей» Сергея Михалкова, а также написанной ею пьесы «Юные мстители»… Занятия в лесной школе, которые велись почти полный световой день в сложных условиях довольно частых авианалетов, бомбежек и артобстрелов, все-таки давали ребятишкам разносторонние и прочные знания, воспитывали в них дисциплинированность, трудолюбие и усердие. Мы с большим удовлетворением узнали, что с 1 сентября 1944 года, уже после освобождения Белоруссии от оккупации, все «выпускники» партизанских школ с успехом стали продолжать учебу в нормальных условиях, из них не было ни одного второгодника».
Сегодня в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны регулярно проводятся познавательные интерактивные занятия с учащимися под названием «Школа под соснами». Мальчишки и девчонки как бы погружаются в атмосферу тех лет, знакомятся с интересными экспонатами, узнают, как жили их сверстники в то далекое и трудное время.
Николай ШЕВЧЕНКО,
член Белорусского союза журналистов