Звук на службе безопасности
Профессиональный музыкант может на слух определить фальшивую ноту, опытный осмотрщик-ремонтник – дефект колесной пары. Но все это субъективные оценки. А реализация идеи ведущего инженера Центра диагностики объектов инфраструктуры БЖД Николая Губенского позволит в принципе исключить человеческий фактор и осуществлять мониторинг верхнего строения пути, а также искусственных сооружений круглосуточно и в режиме реального времени.
Данное предложение было отмечено руководством Белорусской магистрали и принесло автору бронзу в дорожном конкурсе молодежных инициатив в номинации, направленной на повышение безопасности движения поездов.
От проводника до магистра
Будущий железнодорожник появился на свет в Кобринском районе Брестской области. Любовь к стальной магистрали у Николая сформировалась еще в детстве благодаря отцу-моряку, который до сих пор трудится.
– Каждый раз, когда мы с мамой провожали его на поезд, я с интересом рассматривал перрон, вагоны, спешащих на посадку людей, – делится воспоминаниями герой публикации. – Меня очень влекла эта атмосфера путешествий. Неудивительно, что по первому образованию, которое получил в Брестском государственном профессиональном лицее железнодорожного транспорта (ныне колледж транспорта и сервиса), я – проводник пассажирского вагона. Даже успел поработать в Могилевском вагонном участке. Но в год выпуска сразу поступил в БелГУТ на специальность «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», а позже получил степень магистра технических наук.
В 2019-м по распределению Николай Губенский был направлен в ПМС-71 (с базой в Радошковичах). Три года отработал дорожным мастером. Вместе с коллегами занимался строительством и ремонтом участков стальной магистрали, искусственных сооружений, получил полезный опыт.
– Особо интересным оказалось все, что связано с бесстыковым путем. например, проводить расчеты оптимальной температуры закрепления рельса, – рассказывает железнодорожник. – Также работа в ПМС-71 стала своеобразной школой руководителя: у меня в подчинении были почти три десятка человек, и к каждому старался найти подход. Здесь пригодился мой опыт проводника, ведь он постоянно взаимодействует с людьми.
Зимой 2023 года Центру диагностики объектов инфраструктуры БЖД передали функции расшифровки данных путеизмерительных тележек. Раньше этим занимались операторы в дистанциях пути. Но руководство Белорусской магистрали посчитало, что эффективнее будет поручить эту задачу независимым экспертам ЦДИ. Решение оказалось верным. Осуществлять расшифровку пригласили Николая Губенского. Поскольку объем работы был колоссальный, в январе 2023-го ему в помощь выделили специалиста.
– Теперь операторы в дистанциях только обкатывают пути, предоставляют нам собранную информацию. Мы ее обрабатываем, определяем виды отступлений от нормы и направляем назад уже готовые технические отчеты для устранения выявленных замечаний, – вводит в курс дела герой публикации. – За полтора года мы расшифровали данные по 22 тыс. путей. Руководство дороги высоко оценило качество нашей работы и эффективность нового подхода. В связи с этим принято решение распространить данную систему и на пути узкой колеи 1435 мм (они есть в Волковыске и Бресте).
Помимо расшифровки данных проездов путеизмерительных тележек Николай Губенский ведет базу технических паспортов железнодорожных путей, а также помогает коллегам организовывать работу специалистов вагонов-путеизмерителей, которые занимаются расшифровкой данных видеоконтроля. Забот хватает, но все же мой собеседник нашел время, чтобы принять участие в дорожном конкурсе молодежных инициатив. И с первой же попытки оказался в числе призеров! Прекрасный результат. Его работа называется «Интеллектуальная система диагностики верхнего строения пути и искусственных сооружений с применением метода распределенного акустического зондирования».
«Рабочим инструментом» здесь является звук, который издают колеса идущего поезда при соприкосновении с рельсом. Его улавливает оптоволоконный кабель, проложенный вдоль пути на определенном расстоянии и глубине. Он передает эти колебания датчикам, которые преобразуют их в сигналы и направляют программе. она, в свою очередь, анализирует информацию и выдает результат на монитор диспетчера. Для обработки обширных массивов данных Николай предлагает использовать возможности искусственного интеллекта. Как утверждает автор, внедрение этой идеи позволит осуществлять мониторинг верхнего строения пути круглосуточно, исключив при этом человеческий фактор. Кроме того, система универсальна и может применяться на всем полигоне БЖД, в том числе на искусственных сооружениях (мостах). Отслеживание ситуации в реальном времени дает возможность оперативно принимать управленческие решения. Все это положительно отразится на уровне безопасности движения поездов.
Свое предложение Николай Губенский продолжает совершенствовать. К слову, оно стало темой его научной работы в аспирантуре при БелГУТе, куда герой публикации поступил в прошлом году. Возможно, через несколько лет мы сможем написать отдельный материал о внедрении этой замечательной идеи. И она далеко не единственная у Николая. Собеседник признался, что обязательно примет участие в дорожном конкурсе и в следующем году, чтобы вынести на суд руководства магистрали другие интересные предложения.
Стоит отметить, что Николай Губенский – не единственный в семье, кто стал призером данного дорожного состязания. Любимая супруга Елена тоже впервые приняла участие в конкурсе и также заняла третье место. Но в номинации, направленной на повышение производительности труда и рациональное использование трудовых ресурсов. Подробнее с ее работой мы познакомим читателей в другом материале.
Инга МИНДАЛЁВА