Октябрь
Сб
05
2024

Сезон набирает обороты

На станции Городея Барановичского отделения Белорусской железной дороги началась сезонная разгрузка сахарной свеклы.

Белорусские аграрии обмолачивают последние поля с зерновыми и зернобобовыми. На контроле также уборка сахарной свеклы. Как кипит работа на одной из ключевых железнодорожных станций Барановичского отделения по выгрузке сладкого корнеплода и что происходит с сырьем дальше, узнавал наш корреспондент.

Под чутким контролем

В текущем году сбор урожая свеклы стартовал раньше, чем обычно. Это заставило переработчиков и перевозчиков включиться по полной в процесс уже в конце августа.
В первых рядах оказалась железнодорожная станция Городея, ведь совсем рядом находится всем известный Городейский сахарный комбинат, куда и направляются сладкие корнеплоды для дальнейшей переработки.
– По данным комбинатов, урожай удался, выросло много хорошей свеклы, поэтому сезон открылся намного раньше. Первые рейсы с сахарным сырьем начали прибывать на станцию 28 августа – это довольно рано, если взять в расчет то, что обычно первые разгрузки у нас стартуют где-то 3 – 5 сентября, – объясняет начальник станции Городея Сергей Марко (на фото).
Однако труженики стальной магистрали встретили первый сахарный груз в полной боевой готовности. Для опытного железнодорожника Сергея Марко это уже 21 сезон, и опыт за плечами дает о себе знать: начинал он свою карьеру дежурным по станции, попробовал работать составителем поездов и приемосдатчиком, был заместителем начальника станции. Неизменно одно: все станции, где работал руководитель, принимали или отправляли промышленные грузы. Отсюда и большой опыт в данной сфере.
Собеседник поясняет, что это только начало выгрузки – дальше будет масштабнее.
– Если до 1 сентября, к примеру, выгружалось по 40 вагонов в сутки, то на данный момент уже в обороте 55 – 60. Такими темпами по нарастающей мы дойдем до 120 вагонов, – рисует перспективу Сергей Марко.
Сырье для сахара на станцию прибывает из четырех областей Беларуси. Обороты нарастают, груз идет из Воложина, Полочан, Зельвы, Колядичей, Дегтяревки… В этом сезоне к отправке свеклы в Городею присоединилась и Речица.

В текущем году в Беларуси планируют собрать около 5,2 млн. тонн сахарной свеклы. Это на 200 тыс. тонн больше, чем в 2023-м.

– Порой бывает трудно, особенно ввиду небольшого путевого развития станции, но мы справляемся. Дает о себе знать опыт дежурных по станции, да и всех сотрудников, которые на выгрузке работают не первый сезон и знают всю последовательность действий. Любые масштабы будут нами приняты, – уверенно говорит начальник станции Сергей Марко.
Обычно на смену привлекают около 10 человек: машинистов, составителя поездов, грузчиков, которые по прибытии вагонов непосредственно на комбинат открывают люки для разгрузки. Кстати, транспортируют сахарную свеклу в открытых полувагонах. от идеи увеличения бортов отказались – практика наращивания полувагонов себя не оправдывает. Спустя пару разгрузок нарощенная обрешетка приходит в негодность, а постоянно ее чинить слишком затратно.

Собрать и сохранить

Нюансы раннего сбора сахарной свеклы также присутствуют. Например, от слишком жаркой погоды корнеплоды могут преть и быстро портиться. Поэтому оптимальным сроком ее хранения считается 100 суток, а самым удобным временем сбора – когда она немного подмерзла.
Так, уборка сахарной свеклы на полях может продолжаться до января, а в некоторых случаях и до февраля. Городейский сахарный комбинат не выключает свой конвейер до последнего корнеплода. Вагоны с сырьем сюда доставляют по специальным подъездным путям, а за час можно выгружать по 7 вагонов. К слову, 1/3 часть всей сахарной свеклы поступает на предприятие по железной дороге, а это ни много ни мало около 400 тыс. тонн.
– За прошлый сезон комбинатом было переработано более 1 200 000 тонн сахарной свеклы, в этом году из-за хорошего урожая и раннего старта ожидается неплохой прирост, – рассказывает начальник цеха железнодорожного транспорта ОАО «Городейский сахарный комбинат» Николай Ровба. – Можем рассчитывать и на полтора миллиона тонн – примерно 500 тыс. тонн придется на железную дорогу.
На предприятии также присутствует своя система транспортировки свеклы. Это так называемая гидротранспортировка, которая подразумевает перемещение корнеплодов не по конвейеру, а с помощью воды: под специальным железнодорожным мостом в транспортных каналах, куда из открытых люков вагонов ссыпается свекла, включаются мощные водные гидранты – напор воды направляет корнеплоды дальше, в специальные камнеловушки и ботвоудалители. «Кстати, вагонам от этого также польза – они вымываются от земли и остатков свеклы, становятся чистыми», – делится подробностями Николай Ровба.
Доставленная автомобильным способом сахарная свекла проходит те же процессы, однако тут присутствует и сухая транспортировка по конвейеру. Отдельно овощи проезжают под большим магнитом, на который прилипает весь металл, случайно собранный комбайном. Бывали случаи, когда вместе с металлоломом попадались и старые снаряды времен Великой Отечественной.
После очистки от камней, металла и ботвы свекла моется и измельчается в специальную стружку, размачивается в горячей воде с помощью специального оборудования – диффузоров. На этом этапе свекольный сок и содержащийся в нем сахар переходят в воду. Сок проходит несколько стадий очистки, убирают жмых и примеси, а затем выпаривают избыток жидкости. Получившиеся кристаллы очищают, отделяют от патоки и добиваются того, чтобы сахар стал белого цвета. Далее его фасуют по пакетам или прессуют в кубики. Так получается привычный нам продукт.

Михаил БЕРДНИК

Яндекс.Метрика