Движение к достижениям
Одни опускают руки, столкнувшись с преградами, другим, наоборот, трудности добавляют сил, подталкивают действовать, разобраться, изучить, усовершенствовать. Так и начальник участка Жлобинской дистанции сигнализации и связи Иван Шаболтас любые сложности называет жизненными уроками: «Просто нужно делать выводы и двигаться дальше в выбранном направлении».
Это помогает ему и в жизни, и в работе. По итогам прошлого года Иван Шаболтас стал лауреатом дорожной премии имени машиниста В. А. Яцкевича. Это высокая оценка профессионала, который на протяжении 20 лет стабильно и с полной самоотдачей выполняет свои обязанности. Без преувеличения, состояние устройств СЦБ на вверенном ему участке знает как свои пять пальцев. Подтверждение тому – уменьшение вдвое за последние годы случаев отказа техники. За счет этого сократилось и число задержанных поездов.
Иван Николаевич всю обслуживаемую территорию в шутку называет своим рабочим кабинетом: от Жлобина в сторону Калинковичей до станции Юшки включительно и Жлобинский узел. В его словах есть доля правды. Застать начальника участка сидящим подолгу за компьютером или перебирающим бумаги практически невозможно. Такой у него подход к делу: знать о состоянии устройств СЦБ на вверенной ему территории не из отчетов и докладов, а из личной оценки. Контролировать обстановку «в поле» помогает еще и то, что сам руководитель живет рядом со станцией Жлобин-Подольский.
– Буквально в 100 метрах, – с улыбкой уточняет собеседник. – Из окна дома видно здание поста МПЦ. Если где-то поблизости случилась неполадка, то я сам ее устраняю, не дожидаясь приезда аварийной бригады. Конечно, не обязан, но такая у меня позиция. В нашей работе нет времени на долгую раскачку, надо действовать быстро и четко.
Железнодорожник предлагает журналисту отраслевого издания продолжить разговор в «мозговом центре» станции – релейном помещении. В первую секунду, переступив порог, теряюсь от многотональности звуков и сотен мигающих лампочек вокруг. В медицинских сериалах такой пронзительной «симфонией» оборудование в реанимации сигнализирует, что пациенту плохо.
– Здесь все наоборот, – серьезно отмечает собеседник. – Когда все мигает и звучит – мы спокойны. А вот когда вдруг замолкает, тогда пульс у дежурной смены ускоряется. Значит, что-то случилось, неисправность нужно быстро обнаружить и оперативно устранить.
Безотказная работа устройств СЦБ напрямую влияет на безопасность движения поездов, сохранность перевозки груза и комфорт пассажиров. Устройства автоматики и телемеханики – это глаза дежурного по станции и поездного диспетчера, машинистов и их помощников. Поэтому, когда месяц назад глубокой июльской ночью начальника участка СЦБ Ивана Шаболтаса разбудил звонок мобильного телефона, железнодорожник сразу понял – есть проблема. «В четной горловине стрелки потеряли контроль», – доложил дежурный по станции Жлобин-Подольский.
Действовать нужно было незамедлительно: ко входному светофору подходил грузовой состав, а к выходному подъезжал пассажирский.
«Значит, у меня не более пяти минут, чтобы разобраться в поломке, – подумал Иван Шаболтас, выбегая из дома. – Если не успею, придется закрывать перегон, что повлечет срыв графика движения поездов».
А на улице бушевала гроза. Небо озарялось вспышками молний, шквалистый ветер гнул деревья к земле. За стеной дождя сложно было что-то разглядеть. Сильный порыв сразу же вырвал зонт из рук. Не обращая внимания на непогоду, мужчина помчался к белеющему в темноте зданию поста МПЦ. Три минуты потребовалось на оценку обстановки, еще две, чтобы устранить неисправность.
– Из-за атмосферного перенапряжения – удара молнии – перегорели предохранители, и платы отключились, – объясняет начальник участка. – Я быстро их заменил, и поезда прошли станцию согласно графику. Именно на такой случай на постах МПЦ стараемся держать неприкосновенный запас необходимых деталей.
За 20 лет трудового стажа четкие оперативные действия Ивана Шаболтаса не раз позволяли быстро восстановить работу устройств СЦБ, исключить задержку поездов, обеспечив их безопасность движения. И в нынешней ситуации именно грамотный подход помог диагностировать отказ устройств и устранить неисправность.
– И, конечно же, хорошие знания технической части. Без глубокой теоретической базы нереально стать высококлассным специалистом, – подчеркивает герой материала. – Это я понял еще во время учебы в брестском железнодорожном техникуме. Когда на третьем курсе начали преподавать спецдисциплины, сидел над учебниками сутками. Не расставался со справочниками даже на летних каникулах. И все же в нашем деле важно понимать принципы работы различных устройств, ведь сколько схемы не заучивай, без практики ремонт не освоить. Зато, когда разберешься, можешь сходу определить, где и что не так, как исправить. Поэтому техучебе в дистанции уделяется особое внимание. Тем более сейчас, когда на объектах Белорусской магистрали активно внедряются современные технологии и устройства.
Ценный опыт Иван Шаболтас приобрел во время переключения устройств СЦБ Жлобинского узла на микропроцессорную централизацию. Он тогда трудился старшим электромехаником на данном участке и принимал непосредственное участие в пусконаладочных работах современного оборудования на станциях Жлобин-Подольский, Жлобин-Северный, Красный Берег и Жлобин-Западный, а также на линейных станциях. Выполнял ответственные технологические операции при переключении Орловского, Южного и Пассажирского парков.
Введение в эксплуатацию микропроцессорной централизации позволило повысить надежность технических средств и безопасность движения поездов.
К минимуму сведен человеческий фактор: умная машина контролирует и запоминает все действия дежурного по станции, электромехаников и других работников, задействованных в управлении движением.
– Техническое диагностирование и мониторинг устройств с определением предотказных состояний, архивирование событий, интеграция с диспетчерской централизацией – это еще несколько очень важных плюсов МПЦ, – отмечает Иван Шаболтас и демонстрирует систему, как говорится, в деле.
Работу напольных и постовых устройств СЦБ и связи отслеживает компьютер. Пару кликов мышкой – и на мониторе загорается «красным» не только неисправность устройства, но и отображается месторасположение оборудования. Такой контроль «на расстоянии» помогает обслуживающему персоналу более оперативно реагировать в случае возникновения неполадок.
В подчинении у Ивана Шаболтаса три старших электромеханика и 18 электромехаников. Задачи перед ними стоят серьезные: обеспечивать функционирование устройств СЦБ разных систем. Зона ответственности весьма обширная: линейные станции оснащены микропроцессорной централизацией ESA-44-ВС и «Днепр» (разработка Конструкторско-технического центра Белорусской железной дороги), на перегонах внедрена автоблокировка АВЕ-1-ВС. И Иван Николаевич вместе с коллегами отвечает за то, чтобы все функционировало исправно, безотказно.
А ведь будучи подростком, он не рассматривал стальную магистраль как вариант будущего трудоустройства, хотя родился в Копцевичах, где проходит железная дорога и есть одноименная станция. Все решил случай. Одноклассник планировал поступать в брестский отраслевой техникум на специальность «автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте». Иван решил пойти с ним за компанию. Его выбор поддержали родители и родной дядя, который работал электромехаником в Жлобинской дистанции сигнализации и связи. Именно он предложил племяннику попробовать свои силы в дистанции во время производственной практики.
– Дядя спуску мне не давал, отправлял разбираться с любыми неполадками, учил самостоятельно принимать решения и тем самым набираться личного опыта, набивать «свои шишки», – объясняет собеседник. – Помню, как над одним отказом СЦБ ломали голову всей бригадой. Тогда по станции Жлобин-Подольский вышла из строя наборная группа блочной маршрутно-релейной централизации. Она предназначена для реализации маршрутного способа управления стрелками и светофорами. Чтобы найти место поломки, нужно было прозвонить всю схему. Вот тогда-то и оказалось, что не зря я зубрил теорию. Поразмыслив, где могла прятаться неисправность при таких «симптомах», предложил старшим коллегам вариант. И оказался прав. Это был 2003-й, а через год я получил диплом об окончании техникума и распределился электромехаником в Жлобинскую дистанцию сигнализации и связи. Через два года стал старшим электромехаником. А в 2020-м мне предложили возглавить участок. Без отрыва от работы заочно окончил БелГУТ, а в 2014-м – Академию управления при Президенте Республики Беларусь. И все эти годы предан одному предприятию.
Главной опорой и поддержкой, источником сил и энергии для железнодорожника является семья. Дома Ивана Николаевича ждут любящая жена Наталья и трое детей. В скором времени счастья станет больше – появится четвертый малыш. Глава семейства всегда мечтал быть многодетным отцом. В сердце живут любовь и забота. Для детей рядом с домом разбил большой фруктовый сад. Только яблок и груш здесь сортов пять. Богаты витаминами персики, сливы, черешня и виноград. С удовольствием зимой открывают банки с ароматными фруктовыми и овощными заготовками. Причем консервацией Иван Шаболтас занимается сам и признается, что такое увлечение ему только в радость, ведь все это – ради семьи.
Лидия СТАШКЕВИЧ