«На магистрали трудятся замечательные люди»
Актера театра и кино Валерия Кащеева наши читатели знают также как телеведущего и преподавателя Белорусского государственного университета культуры и искусств. Как оказалось, в жизни героя публикации многое связано с Белорусской железной дорогой. Об этом и не только – в нашем интервью.
– Валерий Евгеньевич, можно сказать, что раскрытию Вашего таланта послужило обучение в актерской студии Минского Дворца культуры и спорта железнодорожников?
– Да, конечно. Театр меня интересовал всегда. Но родители хотели, чтобы я получил техническое образование, поэтому после службы в армии поступил на архитектурный факультет Политехнического института (ныне БНТУ), потом почти пять лет трудился на заводе «Горизонт». Однако грезил искусством. И тут в газете увидел объявление о наборе учащихся в актерскую студию под руководством Витаса Григалюнаса. Он с увлечением занимался со студийцами практически по программе театрального института. Мы были почти ровесниками, но театрального опыта у него было больше. Он умел рассмотреть и раскрыть в человеке творческий потенциал. Я ходил в студию более двух лет, за это время мы поставили несколько спектаклей. Одной из самых запоминающихся стала «Лебединая песня» по произведению Чехова.
– Сейчас Вы сами преподаете в Белорусском государственном университете культуры и искусств. Как считаете, любой может стать хорошим актером или с этим талантом нужно родиться?
– Без фундаментальных знаний далеко не уедешь ни в одной профессии. Развиваться просто необходимо. Даже если неидеальны техника речи и навыки в хореографии, – с этим можно справиться. Главное – желание добиться результата, совершенствоваться. Безусловно, врожденный талант имеет значение, но уповать только на природные данные не стоит.
– На экране Вы часто играли чиновников, медицинских работников, милиционеров, педагогов, военных… Всех и не перечислишь, такая богатая у вас фильмография! А железнодорожником быть довелось?
– Да, и такой опыт у меня был. Съемки проходили на территории Минского вагоноремонтного завода на улице Железнодорожной. Я снимался в сериале и играл роль бригадира. Мой герой был человеком советской закалки, крепким, совестливым, болеющим душой за свое дело, принципиальным в рабочих вопросах, но… наивным в житейских. Работать над этим образом мне было интересно.
– Широкую известность Вы получили, когда стали ведущим программы «Наше утро» на телеканале ОНТ. За 15 лет гостями студии были многие известные люди, представители разных профессий, звезды кино и эстрады. Кто Вам запомнился больше всего?
– Конечно, Людмила Марковна Гурченко! Она приехала на кинофестиваль «Лістапад», и журналисты буквально не давали ей прохода. От большого внимания к своей персоне она была не в духе. Но моя соведущая Люция Лущик (ныне Геращенко) начала говорить со звездой на житейские темы, делать комплименты, и актриса «оттаяла». Я же спросил про фильм «Послушай, Феллини!», где Гурченко играла главную роль. Людмила Марковна с ней справилась бесподобно! В жизни редко встречаются незаурядные личности с таким талантом и сильным характером. И ей было приятно, что мы вспомнили про эту киноленту. Настроение нашей уважаемой гостьи поменялось, и она даже согласилась переснять момент вручения букета. А потом даже поцеловала нас на прощание. Эту встречу я запомнил навсегда.
– Выходя на сцену, артист полностью погружается в жизнь своих героев. А если неспокойно на душе или дома проблемы?
– Я руководствуюсь простым, но очень важным правилом: все жизненные неурядицы оставляю за порогом театра. Это служба! Мы работаем для людей. Зритель должен прийти в зал и получить истинное удовольствие от увиденного. История знает случаи, когда артисты выходили на сцену, узнав накануне о трагической потере близких людей. Улыбаться, когда хочется рыдать, и наоборот, – тоже искусство.
– Вы были ведущим очень душевной программы «Смысл жизни». Как-то гостем студии был известный архитектор Виктор Крамаренко, один из авторов проекта железнодорожного вокзала станции Минск-Пассажирский. Вам, как дипломированному архитектору, было, наверное, интересно беседовать?
– Общение у нас сложилось с первых минут. К тому же я всегда тщательно готовился к интервью, изучал биографии героев, их достижения. И тема мне оказалась близкая. Архитектура – тоже творчество, и Виктор Крамаренко – автор замечательных проектов. Мы говорили о том, какой большой труд и творческое вдохновение требуются, чтобы создать такое красивое многофункциональное здание. Виктор Владимирович рассказал и о сложных инженерных решениях, которые были применены при строительстве. Когда в столице появился новый железнодорожный вокзал, он сразу стал достопримечательностью и нашей гордостью, визитной карточкой. С него, по сути, начинается знакомство с Минском. Я с удовольствием здесь бываю, когда отправляюсь в поездки.
– И раз мы заговорили о поездках, какой вид транспорта предпочитаете?
– Железную дорогу уважаю. Белорусскую – особенно. Быстро, уютно, комфортно и главное – безопасно. Проводники у нас приветливые, деликатные, заботливые, готовы помочь, если что. Мне нравится ехать в поезде, смотреть в окно на мелькающие пейзажи и населенные пункты, заказать ароматный чай (он в поездах всегда особенный, очень вкусный) и почитать интересную книгу.
– Вы признались, что любите читать. Но с газетой «Железнодорожник Белоруссии» познакомились, наверное, впервые. Что пожелаете нашим читателям?
– Как творческий человек творческому коллективу желаю удачи во всех начинаниях! Пусть будет больше интересных собеседников и встреч, ярких материалов, благодарных подписчиков и отзывов. На магистрали трудятся замечательные люди, поэтому пишите про них как можно больше.
P.S. На память о встрече Валерий Кащеев оставил корреспонденту отраслевого издания автограф и написал: «Доброго пути! Счастья. Удачи! Любви!».
Беседовала Ольга ПЛЮХАЕВА