Декабрь
Пт
06
2024

Эффект новаторства

В организациях и обособленных структурных подразделениях Белорусской железной дороги за 9 месяцев 2024 года внедрено 223 рационализаторских предложения, от использования которых получен экономический эффект свыше 3,6 млн рублей.

В их разработках и внедрении приняли участие более 340 новаторов.
Лучшие результаты по экономии ресурсов в данной сфере за указанный период продемонстрировали Барановичское, Минское и Витебское отделения БЖД. В первом было подано и внедрено 69 рацпредложений и получен эффект на сумму свыше 1,8 млн рублей, во втором – 15 рацпредложений и почти 600 тыс. рублей, в третьем – 44 рацпредложения на сумму более 400 тыс. рублей.
Новые решения были направлены на обеспечение безопасности движения поездов, совершенствование процессов ремонта и эксплуатации тягового подвижного состава, экономию и рациональное использование трудовых, топливно-энергетических и материальных ресурсов, улучшение условий труда и другие задачи.
Сегодня мы рассказываем о новаторах Могилевского вагонного депо и их рационализаторских предложениях.

От идеи до реализации

Инженер-технолог Могилевского вагонного депо Евгений Цурко – человек молодой, но уже рационализатор со стажем. Этой работой он занялся буквально с начала трудовой деятельности на предприятии – пришел сюда в 2017 году.

Инженер-технолог Евгений Цурко

Будучи бригадиром (освобожденным) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитенов, стал победителем дорожного конкурса молодежных инициатив. Признание принесла разработка «Внедрение накопителей электрической энергии на базе Li-ION аккумуляторных батарей», которая была направлена на экономию топливно-энергетических и материальных ресурсов. Такая «энергоэффективная» идея пришла в голову неслучайно, ведь Евгений по образованию инженер.
– По большому счету, это то, чему меня учили в университете. Есть знания и умения для проектирования, а работа в вагонном депо в качестве бригадира дала необходимый опыт в области механики. Так что планы на будущее большие, – поясняет Евгений Цурко. – В вагонном депо создана хорошая база для рационализаторской деятельности, есть заинтересованность и поддержка руководства.

Емкость для термообработки

На его счету не только победа в конкурсе. Стремления молодого человека отмечены Благодарностью начальника Могилевского отделения, а пытливый ум и творческие способности уже привели к доработке и усовершенствованию нескольких приспособлений и устройств. Как инженер-технолог, а им мой собеседник стал буквально месяц назад, Евгений Сергеевич часто общается с людьми, прислушивается к их замечаниям и вносит свою лепту в усовершенствование рабочего процесса. Признается, что не всегда его предложения имеют масштабный характер, но совершенно точно облегчают работу, повышают ее безопасность. Одно из таких – емкость для термообработки. «Заказ» на ее изготовление поступил из ремонтно-механического участка. В настоящее время производство деталей редко обходится без закалки. В некотором оборудовании используются только такие комплектующие, и при ремонте их нужно менять на аналогичные. Нет в наличии – закупай новый узел за большие деньги. С целью экономии нужный производственный процесс наладили, вот только термообработка тех же запасных частей производилась вручную. Евгений Цурко спроектировал металлический шкаф, оборудованный вентиляцией, с вертикальной роллетой вместо двери. Внутри находятся две ванны с техническими жидкостями и установлена лебедка, с помощью которой деталь опускается в емкость и находится там установленное время. Таким образом, работнику не нужно держать ее самостоятельно и вдыхать вредные испарения. Несложно, но очень продуктивно.

Слесарь-ремонтник Виталий Шубаро и первый заместитель начальника Могилевского вагонного депо – главный инженер Владимир Степаненко

Каждое созданное приспособление – заслуга не одного человека. Над воплощением технических решений трудятся работники РМУ: слесари, станочники, электрики. Один из них Виталий Шубаро. В Могилевское вагонное депо он пришел в 2023 году, в настоящее время работает слесарем-ремонтником 5-го разряда и не устает искать, пробовать и совершенствовать. Перед нами уже готовое приспособление для снятия и установки поглощающего аппарата. Оно позволяет механизировать данный процесс. Принцип действия таков: конструкция размещается под вагоном, платформа поднимается и упирается в поглощающий аппарат, после чего он открепляется, опускается вниз и выкатывается из-под вагона. Подобная тележка в депо имеется, но ее недостаточно для того, чтобы расширить программу ремонта и увеличить объемы. Кроме того, в процессе эксплуатации выявились некоторые недостатки данной модели. Прислушавшись к пожеланиям работников, железнодорожники решили не изобретать велосипед, а усовершенствовать.
– Снять или установить поглощающий аппарат без такого приспособления очень трудоемко, так как он тяжелый и расположен под вагоном, – рассказывает Виталий Валентинович. – С момента получения задания и до его реализации прошло буквально четыре месяца. В работе участвовал весь слаженный коллектив ремонтно-механического участка. В нашем депо создана хорошая база и трудятся квалифицированные работники, поэтому все возможно.
Данное приспособление для снятия и установки поглощающего аппарата могилевские вагонники создали собственными силами и с учетом своих запросов. Какие-то детали купили, какие-то изготовили, перенесли органы управления, сделали удобный рычаг. В результате повысилась жесткость и эргономичность приспособления по сравнению с заводскими аналогами, а стоимость снизилась в шесть раз. «Все сделали на уровне, стало удобнее, – отмечает Виталий Шубаро. – Цель любого предприятия – получение экономической выгоды и мы над этим работаем». Сейчас завершается оформление необходимых документов, готовится введение приспособления в техпроцесс. А Виталий Валентинович уже трудится над новым устройством, которое обещает принести хорошую экономическую выгоду. «Мне нравится, что в моей работе есть элемент творчества, нравится что-то придумывать, создавать», – признается собеседник.

Приспособление для снятия и установки поглощающего аппарата

– Конечно, многое можно приобрести, но, к сожалению, производители оборудования не всегда понимают, чего хотят железнодорожники и в каких условиях оно будет применяться, – говорит первый заместитель начальника Могилевского вагонного депо – главный инженер Владимир Степаненко. – Когда же приспособление делают те, кто впоследствии его использует, тогда оно получается по-настоящему рабочим. А для этого нужны база, грамотные специалисты и желание работать. Все это у нас есть.

Елена ВЕТРОВА

Яндекс.Метрика