Изобретать, предлагать, дерзать
Это жизненное и профессиональное кредо почетного железнодорожника Петра Гершанова. В нынешнем году ему исполнилось 75 лет. Большую часть из них он работал в Минском железнодорожном училище (сейчас колледж железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича) и на столичном вагоноремонтном заводе.
Выбрать железнодорожную профессию в 60-х годах минувшего века уроженцу Воложинского района Петру Гершанову посоветовал дядя по материнской линии Владислав Данилевич. Тогда он работал стрелочником на станции Юратишки.
– Этот профессиональный совет оказался абсолютно верным, – вспоминает Петр Самуилович. – Я вырос в достаточно глухих местах, куда мои предки по отцовской линии, староверы из Тверской губернии, переселились в конце XVIII века. В деревню Мостище электричество провели лишь в 1971 году. И в школу мы носили керосин для освещения помещения. Керосиновая лампа 50-х годов минувшего века в качестве реликвии хранится у меня на даче.
Неудивительно, что тогда тема электрификации была весьма актуальна и потому интересна юному Петру. Логичным было и поступление в 1966 году в Минское городское профессионально-техническое училище № 34 железнодорожного транспорта на специальность «электромонтер устройств сигнализации, централизации и блокировки». За крепкие знания и отличную профессиональную подготовку Петр Самуилович по сей день благодарен своим наставникам. Группа Петра Гершанова состояла из 30 юношей. Весной 1968 года 11 его одногруппников были призваны в ряды Советской армии. А оставшихся 19, в числе которых был и Петр Гершанов, направили для прохождения производственной практики в Навоинскую дистанцию сигнализации и связи Среднеазиатской железной дороги.
В октябре 1968 года Петр Самуилович устроился электромехаником устройств сигнализации, централизации и блокировки на станцию Зеровшан, расположенную в Бухарской области Узбекской ССР. Как признается собеседник, в то время ему пришлось освоить азы узбекского языка, так как местные жители плохо владели русским. В 1969 – 1971 годах Петр Гершанов проходил срочную военную службу в отдельном батальоне химической разведки в узбекском Самарканде.
После увольнения в запас молодой человек вернулся на белорусскую землю и работал электромонтером устройств сигнализации, централизации и блокировки Молодечненской дистанции сигнализации и связи. Через два месяца его перевели на должность электромеханика. В декабре 1976-го Гершанов был признан лучшим по профессии среди электромехаников дистанций сигнализации и связи и награжден Почетной грамотой Минского отделения дороги. По итогам того же года его имя было занесено в Книгу почета Минского отделения. Параллельно учился на заочном отделении Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта, который окончил в 1978-м.
В ноябре того же года директор ГПТУ № 34, почетный железнодорожник Евгений Отфиновский предложил Петру Гершанову, который к тому времени уже был старшим инженером устройств сигнализации, централизации и блокировки дистанции, должность преподавателя. Он предложение принял и стал мастером производственного обучения и преподавателем специальных дисциплин. Уже в 1984-м занял должность заместителя директора училища по учебно-производственной работе.
– Я не только преподавал теорию, но и делился с молодежью своим опытом, полученными на производстве профессиональными знаниями. Кроме того, курировал техническое творчество, – вспоминает ветеран.
В 1988 году Петр Гершанов отправился в Анголу для оказания помощи местным специалистам в налаживании системы образования. Такая практика в то время в СССР была широко распространена. Но перед этим ему пришлось в течение года проходить переподготовку на базе Киевского государственного университета имени Т. Г. Шевченко, где в дополнение к освоенному ранее немецкому Петр Самуилович изучил португальский язык, получив диплом с отличием. В Анголе он работал преподавателем, затем возглавлял кафедру электротехники в местном госуниверситете, был руководителем группы советских специалистов сферы образования.
После возвращения на Родину в 1993 году Петр Гершанов занял прежнюю должность заместителя директора по учебной и учебно-производственной работе железнодорожного училища, продолжив заниматься и техническим творчеством. Под его руководством в 1999 году был изготовлен макет железнодорожных путей и станций, который впоследствии был передан в Музей истории Барановичского отделения дороги. В одном из пассажирских вагонов на территории этого музея он экспонируется и поныне. В том же году герой публикации стал почетным железнодорожником.
В 2000-м его жизнь вновь круто изменилась. По предложению Виктора Толкачева, который в то время возглавлял Минский вагоноремонтный завод имени А. Ф. Мясникова, перешел на предприятие заместителем директора – главным инженером. Этот период, который продлился до 2010 года, Петр Самуилович считает самым интересным и продуктивным в профессиональной жизни.
– Здесь была масса возможностей для творчества, изобретательства и совершенствования, – говорит ветеран. – Я занимался благоустройством территории и заводских цехов, реконструкцией очистных сооружений, обновлением оборудования. По моему предложению в межобластных пассажирских вагонах начали устанавливать кресла повышенной комфортности производства Воронежского авиационного завода и экологические туалеты, при моем непосредственном участии специалисты завода впервые оборудовали для Белорусской железной дороги вагоны с местами для маломобильных людей. Стремясь привлечь к сотрудничеству с заводом новых заказчиков, я побывал в командировках в Ульяновске, Челябинске, Ашгабате, Душанбе.
Сегодня основным увлечением Петра Гершанова является огородничество. Но он не теряет связь с коллективом вагоноремонтного завода, являясь активным членом ветеранской организации. Петр Самуилович благодарен председателю этой организации Алле Высоцкой за организацию познавательных поездок в мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» и Государственный историко-культурный музей-заповедник «Заславль». Такие экскурсии еще больше сплачивают людей, которые когда-то были заняты общим делом на одном из ведущих предприятий транспортного комплекса Республики Беларусь.
Евгений ВОЛОСТНЫХ