Маршал Соколовский: судьба, овеянная славой
К 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне
В январе 1928 года Василия Даниловича направляют на Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава, которые в те же годы окончили Георгий Жуков, Иван Конев, Константин Рокоссовский и другие будущие полководцы. После этого в течение 5 лет он командовал 43-й стрелковой дивизией Белорусского военного округа, в 1935-м был переведен заместителем начальника штаба Приволжского военного округа. В том же году его назначают начальником штаба вновь образованного Уральского военного округа. После выхода приказа НКВД СССР № 00485 от 11 августа 1937 года о ликвидации местных «диверсионно-шпионских и повстанческих кадров», Соколовский, как и Рокоссовский, попадает под подозрение. Его обвиняют в сокрытии факта службы в царской армии и объявляют белопольским шпионом. В последний момент Василия Даниловича спасает его супруга Анна Петровна, которая находит в папке с документами мужа справку, подтверждающую, что он был освобожден от призыва в армию до окончания учительской семинарии.
В апреле 1938 года комдив Соколовский становится начальником штаба Московского военного округа, которым командовал Маршал Советского Союза Семен Михайлович Будённый. С того момента судьба Василия Даниловича неразрывно связана с Москвой, которую он вскоре будет оборонять, а затем до конца войны руководить фронтами и штабами на главном западном направлении РККА.
В декабре 1940 года Гитлер подписывает секретную Директиву № 21 «План Барбаросса» – план нападения на Советский Союз. Буквально через несколько дней советская разведка с помощью Ильзы Штёбе (оперативный псевдоним Альта) передала ее содержание в Москву. Началась подготовка к войне. В марте 1941 года Политбюро принимает решение о скрытой мобилизации 900 тыс. военнослужащих запаса. Доукомплектация войск поручена генерал-лейтенанту Соколовскому, который в феврале 1941 года был назначен заместителем начальника Генерального штаба РККА по организационно-мобилизационным вопросам. 13 мая Генштаб перебрасывает на Запад четыре армейских управления и личный состав дивизий. Они должны были прибыть к новым местам дислокации в период с 10 июня по 3 июля. Но поскольку немцы напали 22 июня, то из 939 эшелонов с войсками к месту назначения успели прибыть лишь 83, 455 находились в пути, а 401 только-только приступал к погрузке. Тем не менее именно эти дивизии сыграли решающую роль в стабилизации фронта в июле-августе под Смоленском, после того, как Западный фронт, созданный на базе Западного особого военного округа под командованием генерала армии Дмитрия Павлова, был полностью разгромлен немцами в первые же дни войны в Белостокском и Минском «котлах». 2 июля командующим войсками западного направления был назначен Маршал Советского Союза Семен Тимошенко, а начальником штаба – генерал-лейтенант Василий Соколовский.
В течение двух месяцев (с 10 июля по 10 сентября) на огромной территории (600 – 650 км по фронту) развернулось грандиозное Смоленское сражение.
Западный фронт в ноябре боролся на 600-километровом участке. Штаб фронта в эти дни работал самоотверженно и организованно, несмотря на сложную обстановку, в непосредственной близости от сражавшихся войск. В один из таких дней в кабинет Соколовского вбежал запыхавшийся адъютант и доложил:
– Товарищ генерал, к штабу приближается большая группировка немецких войск, штаб под угрозой удара противника.
Спокойный взгляд Василия Даниловича скользнул по лицу капитана.
– Только без паники. – Соколовский глубоко вздохнул и еще более спокойно спросил:
– Много фашистов?
– Около полка, – ответил еще не пришедший в себя адъютант.
– Штабу продолжать работу. Всем офицерам – на оборону штаба, – последовал короткий приказ Соколовского…
Вот в такие моменты ярко проявлялись и человеческие, и лидерские черты характера этого человека.
В связи с болезнью начальника Генерального штаба Маршала Советского Союза Бориса Шапошникова в начале 1942 года Василий Соколовский некоторое время был первым заместителем начальника Генерального штаба. Вскоре его снова направили на фронт: сначала на должность начальника штаба при главнокомандующем западного направления, а после упразднения этого командования (май 1942) – начальником штаба Западного фронта. В июне 1942 года ему присваивается воинское звание генерал-полковника.
После отъезда Георгия Жукова в Москву в связи с назначением его заместителем Верховного Главнокомандующего генерал-полковник Василий Соколовский некоторое время исполнял обязанности, а в феврале 1943 года был утвержден в должности командующего войсками Западного фронта. Летом того же года эти соединения (в августе Соколовскому было присвоено воинское звание генерала армии) успешно провели две наступательные операции: Орловскую во взаимодействии с Брянским и Центральным фронтами и Смоленскую во взаимодействии с Калининским фронтом.
…О значении Смоленской наступательной операции свидетельствует тот факт, что в ходе ее подготовки 3 августа 1943 года на командный пункт фронта в район города Юхнова прибыл Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин, что, как известно, случалось крайне редко.
Спецпоезд Сталина состоял из древнего паровоза, старых вагонов, платформ с дровами, сеном и песком. Мягкий бронированный вагон еще царских времен был тщательно закамуфлирован, в одном из вагонов был бронированный «паккард». Состав в целом имел обычный, скорее, даже неприглядный вид.
К поезду вопреки воле Сталина (по всей видимости, по команде Берии) прицепили вагон, где в форме железнодорожников находились 75 человек охраны. За составом на автобусе по шоссе ехали руководители охраны. Были приняты серьезные меры, по всему маршруту передвижения безопасность обеспечивал полк НКВД.
Город Гжатск, куда направлялся спецпоезд, выглядел пустым, в развалинах изредка встречались женщины, дети, старики. Для Верховного присмотрели на окраине небольшой домик, в нем навели порядок и подвели ВЧ-связь. Соколовский сам поехал встречать Сталина на небольшую станцию, от которой остались только несколько остовов домов. С поезда сгрузили «паккард», на котором Сталин доехал до Гжатска, где его разместили в домике. Вокруг были расставлены посты охраны из прибывших на поезде. Сталин вышел из дома и увидел плохо замаскированного охранника, потом еще одного и спросил у сопровождавшего его заместителя наркома НКВД генерала Серова: «Кто это?». Тот ответил, что это охрана, прибывшая с ним. Сталин возмутился и приказал их убрать, поскольку в городе практически нет мужчин, а такая охрана только привлекает внимание.
Верховный сразу же связался с Соколовским и потребовал, чтобы тот приехал и доложил обстановку на фронте. Сказал Серову поставить в соседней комнате бутылку вина и фрукты. Вино было в машине, а вот машина с продуктами не пришла. Позже стало известно, что на нее напали бандиты и разграбили все сталинские деликатесы. Об этом факте Серов упоминал позже в своих мемуарах.
Вскоре подъехали Соколовский и Булганин. Серов спросил, есть ли у них продукты, так как кормить Сталина было нечем. У Соколовского продукты нашлись.
Совещание было недолгим. Командующий фронтом и его ближайшие помощники сделали исчерпывающие доклады Верховному Главнокомандующему. Сталин дал указания по организации и проведению операции и убыл в Москву. Западному фронту была поставлена задача во взаимодействии с Калининским фронтом прорвать оборону немцев, разгромить их смоленскую группировку и выйти на территорию Беларуси.
Операция началась 7 августа и завершилась в октябре 1943 года. Бои были очень ожесточенными. Немецко-фашистское командование непрерывно усиливало свою группировку переброской соединений с других направлений (с 1 по 18 августа, например, было подтянуто с других участков 11 дивизий). Однако сдержать наступление Красной армии противнику не удалось. Войска фронта продвинулись на 200 километров, нанесли серьезное поражение группе армий «Центр», освободили Смоленскую область, древний Смоленск и вступили на территорию Беларуси.
За успешное проведение Смоленской операции Василий Соколовский награжден вторым орденом Суворова 1-й степени.
Зимой 1944 года Западный фронт проводил частные операции вокруг Витебска и в других районах. Больших успехов в этих боях Красная армия тем не менее не добилась. Она не располагала необходимыми силами и средствами для разгрома группировки немецко-фашистских войск в Беларуси. Ведению крупных наступательных операций зимой не благоприятствовал и район действий. Вот как об этом вспоминал сам Василий Данилович: «Я как командующий Западным фронтом лично докладывал Верховному Главнокомандующему, что условия местности в «Смоленских воротах» – этом лесисто-болотистом дефиле – не позволяют вести зимой широкие наступательные действия даже при наличии необходимых сил, и просил искать решения севернее или южнее «Смоленских ворот».
То же самое докладывал в Ставку ВГК и ее представитель на Западном фронте маршал артиллерии Николай Воронов.
Остается еще добавить, что зимой 1944 года болота, а также торфоразработки Оршанской ГРЭС ввиду неустойчивости температур (частых оттепелей) не замерзли, а лишь покрылись снегом. Не только танки, но и люди неожиданно проваливались в зыбкую топь.
Однако Ставка, зная обо всех трудностях, которые испытывали войска фронта, тем не менее требовала продолжения наступления. Следовательно, для нее в тех условиях было важно, чтобы войска Соколовского продолжали активно сковывать противостоящие силы врага, не позволяя ему перебрасывать их на другие участки советско-германского фронта.
Для многих жителей Москвы в свое время стало настоящим откровением, что кусты сирени, высаженные вокруг Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке и рядом со многими важными сооружениями северо-западного административного округа, носят не просто декоративный и даже не символический характер (как известно, сирень – символ Победы), а обладают более глубоким смыслом. Оказывается, в честь акции «Сирень Победы» селекционеры Главного ботанического сада РАН имени М. Цицина, в частности, селекционер, участник ВОВ Леонид Колесников, вывели более 100 сортов «героической» сирени. Одна из линеек получила название в честь советских маршалов и была высажена на одноименных улицах Москвы (ежегодно в рамках фестивалей, посвященных победе в ВОВ, проводятся выставки, где представлены данные сорта). Сирень «Маршал Соколовский» – из их числа. Она известна также как Syringa vulgaris Marshal Sokolovskij и была создана путем свободного опыления сорта «Монж». Последний был включен в Госреестр в 2011 году.
(Продолжение следует).
Анатолий СЛОНЕВСКИЙ