Декабрь
Вт
03
2024

«Мы тоже стали партизанами…»

Писатель Ирина Шатырёнок более 10 лет исследует и освещает партизанское движение в Беларуси в период Великой Отечественной войны. В 2021 году в издательстве «Беларусь» вышла ее документальная книга «Командир», посвященная этой теме. Новый очерк автора – о забытой истории перехода спецгруппы через «Суражские ворота» в ноябре 1942 года. Он войдет в новую книгу «Неизвестные автографы», в которой собраны тематические документальные очерки, рассказы, наброски, истории о белорусских писателях-партизанах, а также неизвестные страницы военных биографий бывших партизан.

Ирина Шатырёнок – белорусская писательница, прозаик, журналист, член ОО «Белорусский союз журналистов», ООО «Союз писателей России», автор 14 книг. Окончила факультет журналистики БГУ.
«Витебские ворота» или «Суражские» известны как 40-километровый разрыв линии фронта на стыке немецко-фашистских групп армий «Север» и «Центр» между населенными пунктами Велиж (Смоленская область России) и Усвяты (Псковская область). Этот участок, сплошь покрытый лесами и непроходимыми болотами, стал в 1942 году своеобразным коридором фронтовой зоны. Партизаны успешно расширяли его в западном направлении.
Ставка и командование Красной армии быстро осознали уникальные возможности этой бреши фронта. В тыл врага с апреля 1942 года через «Суражские ворота» стали централизованно направлять диверсионные и так называемые организаторские группы, в составе которых находились партийные и комсомольские работники, инструкторы-подрывники, медицинский персонал, работники типографий и другие люди.
Документально известно, что через «Суражские ворота» отряды и группы, обученные минно-подрывному делу, направлялись в ближайшие районы Витебской, Минской и Могилевской областей. Из-за дальности и сложности маршрута не формировались отряды в сторону Гродно – в оккупированную тогда Барановичскую область.
О диверсионной группе и самом дальнем переходе через фронт поздней осенью 1942-го известно мало. Возглавил ее железнодорожник Иван Васильевич Шеметовец 1905 года рождения, до войны работавший в Минске. Он окончил семилетнюю школу и техническое училище с паровозным уклоном. С 1923-го по 1941 год работал в паровозном депо Минск – слесарем, помощником машиниста, мастером, председателем месткома, инженером мехоборудования, секретарем парторганизации, возглавлял отдел кадров, был заместителем начальника паровозного отделения Западной железной дороги, 2-м секретарем Минского железнодорожного узла. Как и многие белорусы, Иван Шеметовец любым способом старался попасть на фронт.
К осени 1942 года оккупанты сосредоточили силы и обрушили всю мощь своей военной машины на Суражскую партизанскую зону. В ночь на 25 сентября началась крупномасштабная немецкая операция по ликвидации «Суражских ворот». В итоге 28 сентября фашистские части соединились, и брешь была закрыта.
Из автобиографии Ивана Шеметовца: «К началу войны эвакуирован в гор. Вязьма агитатором, работал в НКПС по постройке 2-й окружн. ж.д. гор. Молотов (современная Пермь), по 10 августа 1942 г. начальник транспортного цеха паровозоремонтного завода. С августа 1942 г. – ноябрь 1942. Спецсбор при ЦК КП(б) Ореховец-сходня. С 9-го ноября – декабрь 1942 г. движение в тыл врага Барановичской области, командиром диверсионной группы. Вступил в ряды ВКП(б) в 1927 году».
Из характеристики на комиссара партизанского отряда имени Калинина: «Шеметовец Иван Васильевич 1905 г. рождения, по национальности – белорус, член ВКП(б) с 1927 г., по специальности – мастер паровозного депо, постоянный житель Минска. В партизанах с ноября 1942 г., куда и был направлен ЦК ВКП(б) из-за линии фронта как старший группы для выполнения задания. Прибыл на место назначения в Барановичскую область, вырастил и вооружил отряд в количестве 175 чел., создав отряд им. Калинина бригады «Комсомолец». За время командования им вышеуказанным отрядом до марта месяца 1944 г. было проведено следующее: спущено вражеских эшелонов под откос 8, взорвано автомашин 5, мостов 7, в том числе железнодорожный, связи уничтожено до 10 км, взорван один трактор, 65 штук рельсов на ж.д., один немецкий продуктовый склад, уничтожено 50 повозок, ржи уничтожено 750 пудов. За партизанскую деятельность Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14.01.1944 г. награжден орденом Красной Звезды и медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. Уполномоченный ЦК ВКП(б) штаба партизанского движения по Барановичской области Сидорок».

Партизанка Вера Одынец и ее подруга минер-подрывник Полина Москалева

Группа состояла из 11 хорошо подготовленных бойцов, включая трех девушек-комсомолок. Одна из них – Вера Иосифовна Одынец. Она – минчанка, из семьи железнодорожника, до войны занималась в столичном клубе парашютистов. Вера рано повзрослела, оставшись без родителей. Несмотря на это, в школе училась на отлично, получала похвальные грамоты за победы на олимпиадах. В 1940 году поступила в Московский электромеханический институт инженеров транспорта, однако позже перешла на заочное отделение и вернулась в Минск. Там работала начальником паспортного стола, заместителем начальника отдела кадров паровозного депо Минск. Все ее планы нарушила война.
В июне 1941 года Вера успела эвакуироваться в Москву. Из ее автобиографии: «Мать – домохозяйка. В 1941 г. в июле расстреляна гитлеровцами в Минске… Работала на Юго-Восточной, Ярославской, Рязано-Уральской, Омской ж/дороге. В конце февраля 1942 г. вернулась в Москву и была направлена в ВЭО-42, где проработала техником до сентября 1942 г.».
Надо пояснить, что такое ВЭО-42. Эксплуатацию фронтовых железных дорог осуществляли линейные железнодорожные подразделения и созданные во время Великой Отечественной войны военно-эксплуатационные отделения НКПС, или ВЭО-42. Это ремонтные спецформирования, которые восстанавливали железную дорогу и пропускали эшелоны на фронт. В сложной военной обстановке они также осуществляли перевозки и восстанавливали разрушенные объекты на прифронтовых дорогах.
Из автобиографии В. И. Одынец: «В сентябре 1942 г. добровольно поступила в школу подрывников, которую закончила в ноябре 1942 г. После чего была направлена в тыл противника… Будучи в тылу противника, я прошла суровую школу войны: с первых дней была рядовым подрывником, потом командиром подрывной группы и комиссаром партизанского отряда…».
В диверсионной школе готовили минеров-подрывников, это были небольшие мобильные партизанские отряды для переброски в немецкий тыл для активизации партизанской борьбы и вовлечения в нее широких масс населения. Школа подрывников находилась на станции Навашино в Горьковской области.
После того, как фронт противника закрылся на замок, продвижение по его тылам представляло большие риски. После перехода гродненской группы новые десантники с Большой земли забрасывались уже с самолетов.
Несмотря на закрытие «Суражских ворот», подготовленную диверсионную группу отправили на спецзадание в партизанскую зону. В личном листке учета кадров Ивана Шеметовца записано, что она выдвинулась к линии фронта 9 ноября 1942 года. В товарных вагонах-теплушках ее участники направились в город Торопец тогда Калининской, а теперь Тверской области. В штабе партизанского движения бойцам на пять дней выдали продукты, а также обмундирование, оружие, боеприпасы, взрывчатку, мины, пулемет, противотанковое ружье, огнемет и другие вещи. На каждого человека получалось более 40 килограммов груза.
Воспоминания о том многодневном походе оставил партизанский командир Михаил Москалев: «К линии фронта отравились пешком. Надо было пройти более 100 километров. Шли трое суток. Разместились в прифронтовой деревне, жители которой были эвакуированы в тыл… На левом фланге шли бои. Командир дивизии сказал нам, что придется подождать. Встала проблема питания людей. Гражданское население с прифронтовой полосы было эвакуировано и помочь не могло. В войсковой части поставить нас на обеспечение не могли. Начались поиски местных ресурсов. В крестьянских хлевах была найдена необмолоченная рожь. Зерно мололи в жерновах, оставленных в крестьянских домах. Жарили лепешки в крестьянской печи. На одном из подворий нашли небольшой бурт картофеля, правда, немного подмерзшего. Но это нас не тревожило. Соли нам дали в воинской части. Настроение у нас поднялось. Никто не жаловался, все были довольны и этим…
Между тем шла вторая половина ноября, стояли морозы, земля была покрыта снегом. Это, конечно, было в нашу пользу. Вдруг мы получили команду подготовиться к переходу линии фронта. Вечером за нами пришли разведчики. Наша передовая примыкала к озеру, которое тянулось на запад на 7 километров. Нам нужно было пройти по гладкому, прозрачному, как зеркало, льду, через все озеро, а за ним был тыл немцев. Все обошлось хорошо. В ту ночь мы сделали 40 километров и оказались на Западном берегу. Там нас уже ждали партизаны. Мы тоже стали партизанами».
Два месяца группа пробиралась тайными тропами, люди мерзли, иногда ночевали на хуторах и только в начале января 1943 года прибыли в Налибокскую пущу.
Из наградного листа Веры Одынец от 27.09.1943 г. на присвоение ордена Красной Звезды: «Участвовала в подрыве воинского эшелона с живой силой. В результате взрыва уничтожено: паровоз и 14 вагонов. На железной дороге минировала путь. Подорвала автомашину противника, уничтожила трех немцев, один тяжело ранен. Участвовала в подрыве мостов – трех. Минировала шоссейные дороги».
Все участники перехода, пройдя формальности, позже влились в партизанские отряды. После войны они были награждены высокими правительственными наградами: орденами Красной Звезды, медалями «Партизану Отечественной войны» I и II степени, орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени.
«Теперь, когда прошло столько лет, вспоминая те трудные дни, думаю: какими были высокими чувства патриотизма, любви к Родине! Пережить невзгоды, испытания и остаться непреклонными. Идти в тыл врага, навстречу жестоким боям и еще большим невзгодам могли только люди, которые очень любили свою Родину. И за ее честь и свободу готовы были на все». Из воспоминаний М. Т. Москалева…

Ирина ШАТЫРЁНОК

Яндекс.Метрика