Магистрали – с благодарностью
Первая запись в трудовой книжке ветерана Белорусской магистрали Галины Овдиенко сделана в 1963 году, а последняя – в 2000-м. На протяжении своего профессионального пути героиня публикации сменила несколько должностей и мест работы, получила десятки наград и благодарностей и все 37 лет оставалась верной железной дороге. С корреспондентом отраслевого издания Галина Александровна поделилась богатым жизненным опытом, личными воспоминаниями и любовью… к книгам.
Совсем недавно героиня этого материала отпраздновала 80-й день рождения. Рассказывая о любимой работе, женщина улыбается. Она начала с поступления в Оршанский техникум железнодорожного транспорта. Примечательно, что никто из ее родственников на магистрали не работал. Тогда, в 1959 году, юная Галя не представляла, что полюбит железную дорогу всей душой и посвятит ей многие годы, встретит здесь свою судьбу, обретет верных друзей и пройдет настоящую школу жизни.
– Мое знакомство со стальной магистралью началось с годичной практики учеником стрелочника. Тогда я еще не предполагала, какая сложная и ответственная работа ждет меня впереди, – говорит Галина Александровна.
И, погружаясь в воспоминания и сверяясь с трудовой книжкой, перечисляет: дежурный по станции Ждановичи, дежурный по станции Степянка, и на Детской железной дороге успела поработать, и стрелочником, и поездным диспетчером отделения.
Позже, в 1963 году, Галина Овдиенко поступила в БелГУТ. Отдельное внимание моя собеседница уделяет тому, как проходил ее рабочий день и рабочий процесс в целом. А тогда все было четко, по плану и согласно графику – и в жизни, и в работе. Этого же правила она старается придерживаться и сейчас.
– В 7 часов выходила из дома, в 7.30 уже на работе. До 8 часов планерки. Чтобы мы знали, какие ремонтные работы проводятся, на каком участке, на протяжении скольких километров они идут и сколько времени займут. Все это необходимо учитывать, – перечисляет ветеран, словно все это было только вчера. – В 8 утра или вечера уже принимаешь смену. 12 часов отработала, днем или ночью, а дома же еще двое детей! Поэтому приходилось четко планировать не только работу, но и домашние дела. Я и сейчас стараюсь положить ключи, например, в одно место, чтобы не искать их. Но иногда это не срабатывает.
О железной дороге Галина Александровна вспоминает с теплом и любовью.
– Даже сейчас, в 80 лет, мне было бы гораздо легче работать на БЖД, чем в огороде – траву рвать я страшно не люблю, – все так же с улыбкой добавляет железнодорожница. – Какой же дружный коллектив у нас был! Диспетчеры в основном мужчины, а нас, женщин, – человека три или четыре во всем отделении. И мужчины все время наблюдали и за нами (девушками), и за молодыми специалистами. Просто так, по-дружески присматривали. К сожалению, никого из них уже нет…
Главным в работе движенца Галина Овдиенко считает большую ответственность: диспетчер, помимо себя, должен контролировать работу других участников производственной цепочки.
– За все годы работы у меня не было ни одного срыва графика движения поездов, – с гордостью констатирует железнодорожница. – Я все контролировала, направляла, иногда делая замечания. Именно стальная магистраль воспитала мой поистине железный характер. Меня родители так не воспитывали, как этот коллектив.
Магистрали героиня материала благодарна не только за профессиональный опыт. Здесь же она встретила свою любовь. Во время первой годичной практики Галина Александровна познакомилась с будущим мужем Григорием Львовичем.
– Он работал помощником машиниста, а я – стрелочником в депо. Так и познакомились. И долгие годы прожили вместе, – делится ветеран.
Никто из детей и внуков моей собеседницы не связал свою жизнь с железной дорогой. На это Галина Александровна по-философски рассуждает, что у каждого – свой путь.
После выхода на заслуженный отдых связь с магистралью ветеран не потеряла. Сегодняшняя жизнь женщины сосредоточена на дачных заботах, а о новостях на дороге ветеран регулярно узнает из отраслевой газеты.
– Конечно, выписываю газету, – отвечает на мой вопрос собеседница. – Прочтешь новый номер – узнаешь, кого наградили, кто отличился. Жаль, знакомых на страницах вижу все реже.
Стараясь отвлечь Галину Александровну от грустных мыслей, заводим разговор о ее хобби. Героиня признается, что из-за работы свободного времени было совсем немного, а если и находила минутку, всегда брала в руки книгу.
– Читать я люблю с детства, – повеселев, рассказывает ветеран. – Есть у меня и домашняя библиотека, в ней свыше 500 книг! В юности мне даже не нужны были друзья – ими были книги.
Чтение моя собеседница считает лучшим отдыхом. А из авторов особенно любит творчество классиков русской и зарубежной литературы: Льва Толстого и Эмиля Золя.
– Помню, устану сильно и тогда обязательно беру в руки книгу и наслаждаюсь, – вспоминает свои ощущения Галина Овдиенко. – Все свои книги я уже перечитала по несколько раз. Ту же «Анну Каренину» едва ли не наизусть помню…
Разговор о книгах вновь возвращает мою собеседницу в прошлое. В свои 80 она продолжает жить настоящим, но теплые воспоминания о молодости хранит бережно:
– Годы, годы, годы… Они так быстро бегут… Как же хочется их остановить хотя бы ненадолго и пожить еще! И хочу сохранять этот настрой как можно дольше.
В завершение беседы прошу Галину Александровну с позиции своего богатого опыта дать совет молодым железнодорожникам.
– Мне кажется, не любить такую работу невозможно. Сейчас у диспетчеров современная аппаратура, компьютеры. И давать советы тоже сложно, потому что за 25 лет, что я на пенсии, все изменилось. Только смотрю и удивляюсь работоспособности молодых диспетчеров. Работать и любить свою работу – вот такой могу дать совет, – подытоживает собеседница.
Диана
ЦЫРКУНОВА