Февраль
Вт
11
2025

По рельсам истории

Музей железной дороги в Барановичах празднует юбилей: 40 лет назад, 14 декабря 1984 года, для посетителей открыла двери экспозиция музея истории Барановичского отделения Белорусской железной дороги. Это вполне объяснимо, ведь город появился именно благодаря развитию железнодорожного сообщения.

Подготовка к открытию музея началась еще в 1982 году. Во главе инициативной группы выступили главный инженер отделения Илья Малюгин и будущий директор музея Юрий Бауков. Более 55 лет Илья Никонович посвятил сбору информации об истории отделения. Итогом его многолетней работы стало издание книги «Полвека в пути».
Экспозиция об истории отделения находится на втором этаже левого крыла здания вокзала Барановичи-Полесские. Пока она в процессе создания. Здесь будут отражены основные этапы становления и развития железнодорожного транспорта. Сейчас посетители могут посмотреть лишь выставочный проект, где представлены наиболее интересные экспонаты, отражающие работу железнодорожников отделения в разное время.
Вторая часть музея открылась спустя 15 лет и в этом году также празднует мини-юбилей – 25 лет. Здесь экспонаты – оригинальная железнодорожная техника. Располагаются они под открытым небом. Каждый – это отдельная история, застывшая в металлическом блеске. Для посетителей экспозиция начинается с макета паровоза серии В, который выполнен в половину его натуральной величины.
Но в большинстве своем это натуральные образцы железнодорожной техники. Музей располагает коллекцией паровозов отечественной и зарубежной постройки. Посетители могут увидеть машины серий Эу, Эм, Эр, ТЭ, Л, 9Пм. Представлен здесь и тепловозный парк. Это локомотивы серий ТЭ3, М62, ТЭП60, ТГК2, ТГМ1, ЧМЭ3 и моторный вагон ДР-1.
К слову, некоторые экспонаты можно изучить изнутри: в кабины локомотивов и вагоны разрешают зайти вместе с экскурсией.
Кроме того, в музее широко представлена путеремонтная демонтажная техника, грузовые дрезины ДГК, АГМ, шпалоподбивочная машина ШПМ-02, а также различные устройства сигнализации и связи. Есть даже действующий семафор и комплекс устройств водоснабжения с водозаборной гидравлической колонкой для заправки паровозов водой, а также техника железнодорожных войск.
Пассажирские вагоны разных эпох также используются в качестве экспозиционных залов. В них представлены образцы личного инструмента, приборы и механизмы, которыми в прошлом пользовались железнодорожники.
– Экспонаты музея дают возможность почувствовать мощь и красоту, уникальность и значимость многих идей, реализованных при создании железных дорог, а также соприкоснуться с прошлым и по-настоящему оценить всю историю развития и совершенствования железнодорожной техники в разные периоды, – подчеркивает заведующий музеем Владимир Руцкий.
Как сообщили в музее, в 2025 году планируется пополнение коллекции техники. На территории появятся два новых экспоната: вагон-ресторан и вагон с Детской железной дороги имени К. С. Заслонова.
– Уже ведутся переговоры с разными депо Барановичского отделения для подготовки техники и последующего ее перемещения к нам. Музей постоянно будет пополняться новыми уникальными машинами. Поэтому всех приглашаем в гости, – подытожил Владимир Владимирович.
В 2017 году музей включен в реестр музеев Республики Беларусь.

Михаил БЕРДНИК

Яндекс.Метрика