Надежное звено
У работников Молодечненской дистанции сигнализации и связи есть два хороших повода для гордости. По итогам минувшего года коллектив стал лауреатом премии имени В. А. Яцкевича. А в начале января труженики и ветераны отметят 85-летие предприятия.
Сегодня полигон обслуживания Молодечненской дистанции сигнализации и связи включает непосредственно сам узел, а также ряд участков в сторону Минска (до Беларуси), на Литву (до госграницы), на Лиду (до Богданова), на Полоцк (до Будслава). Это более 300 км путей, свыше 1,8 тыс. км кабельных линий СЦБ и связи, почти 1,2 тыс. светофоров, более 500 стрелочных переводов, а также множество других объектов и устройств.
– Через Молодечно ежедневно проходит множество грузовых и пассажирских поездов, – отмечает начальник дистанции Дмитрий Ключник. – Мы обеспечиваем надежное функционирование инфраструктуры, гарантируем надежную связь и тем самым создаем условия для бесперебойного круглосуточного пропуска подвижного состава. Работа эта напряженная и ответственная. Радует, что общими усилиями с поставленными задачами наш коллектив успешно справляется.
От Белостокской до Белорусской
История предприятия началась 9 января 1940 года, когда было принято решение о формировании дистанции. Тогда она действовала в составе Белостокской железной дороги.
С течением времени географический охват и специфика работы изменялись. Но коллектив по-прежнему оставался в авангарде: здесь внедряли новые устройства и технологии, совершенствовали инфраструктуру.
Тяжелые испытания выпали на долю железнодорожников в период послевоенного восстановления. В середине 1950-х полуавтоматической блокировкой были оборудованы участки Молодечно – Минск и Молодечно – граница Прибалтийской железной дороги. Особенно бурное развитие дистанции, ее техническое переоснащение началось в 1960-х годах. Тогда была введена в действие полуавтоматическая блокировка на участках Молодечно – Лида и Молодечно – Крулевщизна.
В связи с электрификацией в 1963 – 1966 годах участок Минск – Молодечно был оборудован двухпутной автоматической блокировкой, полностью реконструирован ЛАЗ Дома связи Молодечно, проложен магистральный кабель связи на участке Минск – Молодечно. В 1970-х началось масштабное внедрение электрической централизации, оборудования для контроля нагрева буксовых узлов вагонов, а также других устройств и комплексов.
В 2002 году был введен в эксплуатацию пост горочной автоматической централизации, позволивший полностью автоматизировать процесс роспуска вагонов на станции Молодечно. Последние 15 лет прошли под знаком внедрения новой диспетчерской централизации, строительства волоконно-оптических линий связи, модернизации устройств СЦБ и связи с учетом электрификации участка Молодечно – Гудогай – госграница и обновления давно эксплуа-тируемого полигона от Молодечно в сторону Минска. Знаковым событием не только для дистанции, но и всей Белорусской железной дороги стало внедрение МПЦ «Днепр» на станции Сморгонь, где были применены передовые подходы и технические решения.
Линии новых возможностей
– Волоконно-оптические и другие линии связи соединяют железнодорожников, позволяют всей Белорусской магистрали функционировать как единый слаженный механизм. Поэтому и наша дистанция заботится о содержании и обновлении вверенной нам инфраструктуры, – рассказывает Дмитрий Ключник. – Например, в нынешнем году мы выполнили капремонт четырех замедлителей на сортировочной горке станции Молодечно. Кроме того, идет значительное обновление системы электропитания узла. Работа продолжится в 2025-м.
– В ближайшее время собираемся обновить станционную двустороннюю парковую связь в Молодечно, – добавляет заместитель начальника Молодечненской дистанции сигнализации и связи Дмитрий Милошевич. – Она придет на смену прежней, эксплуатируемой более 40 лет и выработавшей свой ресурс. Обновление позволит значительно повысить качество связи и, конечно, безопасность, что в конечном итоге сделает работу железнодорожников более эффективной.
Эти и другие задачи решают около 180 работников дистанции. Почти каждый третий из них трудится в Молодечненском узле. Кроме того, многие работают на станциях Сморгонь, Уша, Вилейка и Беларусь.
От их добросовестного труда зависит эффективность дея-тельности других хозяйств. Например, представители дистанции обеспечивают надежную эксплуатацию устройств КТСМ, способных выявлять нагрев буксовых узлов вагонов. Помимо этого, они проверяют оборудование радиосвязи в локомотивах, проходящих обслуживание и ремонт в локомотивном депо Молодечно.
Обеспечить продвижение
Важным звеном коммуникации является Дом связи, расположенный в Молодечно. Коллектив, обеспечивающий эксплуатацию этого объекта, сравнительно небольшой – лишь десять человек. Но с задачами справляется успешно. Руководит их работой старший электромеханик электросвязи Дмитрий Демидович. В этом помогает большой профессиональный опыт: в дистанции он трудится более 20 лет, а в нынешней должности – больше 10. Среди его подчиненных – электромеханик связи Мария Костюченко.
– Мы обеспечиваем стабильность работы оборудования. При необходимости выполняем переключения, – рассказывает железнодорожница.
В дистанции она только три года. Но в связи не новичок: до этого трудилась в «Белтелекоме». Отмечает, что прежний опыт, конечно же, помогает. Правда, на железной дороге специфика иная и ответственность выше.
У начальника участка Александра Дурейко не менее важный фронт работ: вместе с подчиненными он отвечает за надежность работы устройств СЦБ, светофоров, электроприводов стрелочных переводов и других устройств на станции Молодечно. Железнодорожник пришел на магистраль более 20 лет назад. Накопив большой профессиональный опыт и хорошо себя зарекомендовав, с 2021 года трудится в нынешней должности. Исключительно кабинетной его работу никак не назовешь: он регулярно бывает на объектах, сам участвует в выполнении производственных задач.
– Общий результат зависит от профессионализма и авторитета каждого нашего работника. Особенно важна роль руководителей среднего звена, их умения организовать процесс, – отмечает начальник дистанции Дмитрий Ключник. – Мы опираемся на опыт прежних поколений железнодорожников и стараемся, несмотря на трудности, развивать инфраструктуру и обеспечивать надежное и бесперебойное функционирование магистрали.
Руслан АНАНЬЕВ