Февраль
Пт
07
2025

«Я не перестаю искать…»

Очень часто те, кто не связан с миром искусства, задаются вопросом: как и чем живут творческие люди? С золотой кисточкой и красками в руках рождаются или же развивают свои способности на протяжении всей жизни? Не подходят к мольберту без вдохновения или работают изо дня в день, как большинство из нас? Ответы всегда разные, но точно одно: эти люди будто с другой планеты, им дано видеть многообразие окружающего мира и передавать его другим.

– Я всегда хотела рисовать. Но когда ты работаешь, ведешь дом, то просто некогда отдаваться процессу. А сейчас я на пенсии и вплотную занялась любимым делом. Могу себе это позволить, – улыбается ветеран станции Могилев Лариса Царикова. – Отвела для себя в квартире место под рабочий кабинет, где есть все, что нужно для творчества. В жанрах и техниках себя не ограничиваю, все время пробую что-то новое.
На вопрос, сколько работ уже увидело свет, Лариса Александровна отвечает кратко: «Много». В ее жизни сплелись искусство и магистраль. Сложно сказать, что из них было первично, но творческая составляющая присутствовала в этой семье, кажется, всегда.
– Мой родительский дом стоит рядом с привокзальной площадью. Там я прожила 16 лет, – рассказывает Лариса Царикова. – Семья наша была железнодорожной: дедушка Илья Данилович Сильвестров работал в аппарате отделения и в послевоенные годы был старшим помощником начальника отдела кадров. Мама Валентина Петровна трудилась билетным кассиром, а потом стала заведующим багажным отделением. Она – ударник труда, ее многие знали. Папа Александр Ильич Сильвестров какое-то время был художником-оформителем на станции. Рисовал он всю жизнь. Я росла в этой атмосфере, любила наблюдать, как он творит, и до сих пор храню его картины.
По образованию Лариса Александровна – техник-архитектор. В какой-то момент ей предложили должность на железной дороге, и она согласилась. «Исполнитель художественно-оформительских работ – была такая вакансия на вокзале в 1987 году, когда я начала здесь трудовую деятельность, – поясняет собеседница. – Потом ее упразднили, а меня перевели маляром 5-го разряда. Но несмотря на это, работу свою я делала, как и прежде». В обязанности Ларисы Цариковой входило фактически все информационное оформление вокзала: уличные стенды, надписи на кассах, объявления для пассажиров и, конечно, расписание движения поездов.
– Сейчас молодым людям трудно представить, что когда-то привычное уже электронное табло на вокзале выглядело иначе. Расписание я писала тушью на специальных стеклышках. Малейшее изменение хотя бы одной цифры – и нужно было ставить лестницу, чтобы внести исправления. Этот процесс всегда вызывал интерес у пассажиров: вокруг сразу собиралось много людей, а я старалась не отвлекаться, чтобы не ошибиться, чтобы рука не дрогнула, чтобы не было подтеков. Особенно нелегко было, когда изменялся график движения поездов. Столько приходилось переделывать! А пластины были сначала стеклянными, потом пластиковыми… Я даже придумала особую технологию их обработки, чтобы краска хорошо ложилась: зачищала и делала немного шершавыми.
За 28 лет трудовой деятельности Лариса Царикова работала на различных позициях, даже прошла обучение и стала старшим билетным кассиром. Неизменным же оставалась ее преданность искусству. Она участвовала в различных конкурсах, в том числе организованных на уровне дороги. Выход на заслуженный отдых стал для художницы своеобразным импульсом. Лариса Александровна освоила новые техники, участвовала в интернет-конкурсах, где занимала призовые места. «Мне интересно то, что я делаю, рисую постоянно. И даже перед нашей встречей тоже рисовала», – улыбается она. А идеи для новых работ появляются по-разному, но двух одинаковых у художницы Ларисы Цариковой не найти.
– Каждый рисунок особенный, каждая техника по-своему уникальна. Вот, например, масляная пастель. В процессе работы цвета не смазываются и не требуют дополнительной фиксации. Картины, написанные этой краской, считаются чуть ли не вечными, их легко хранить. А вот нежную акварель нужно сразу брать под стекло. Ею и писать очень сложно. Она не терпит исправлений, закрасить один слой другим не получится. Но в то же время эти «перетекания» могут создать удивительные цветовые переходы. Рисунки акварелью всегда получаются легкими, воздушными, – поясняет собеседница. – Мне постоянно хочется пробовать что-то новое. Вот сделала две работы масляными красками на бумаге – получилось очень интересно. Нашу могилевскую ратушу написала акварелью и графическими линерами. Тоже понравилось.
Художник способен увидеть красоту в повседневности и отразить ее на холсте. Бесконечное вдохновение дарит природа. Но и ее «подарки» можно принимать по-разному. Так, осень, по мнению Ларисы Александровны, – это удивительный симбиоз уныния и ярких красок. Желтые и красные листья на деревьях, подсвеченные лучами солнца, невесомая паутинка в воздухе. Весна радует зеленью, окрыляет и наполняет звуками все вокруг. Зимой дух перехватывает свежий и колкий мороз, искрится снег, и сердце сжимается в предчувствии новогодних чудес.
– С этим праздником связаны особые ассоциации и воспоминания. Каждый год я как художник-оформитель занималась украшением вокзала – рисовала большие стенды, которые устанавливались на привокзальной площади, – рассказывает Лариса Царикова. – Новый год, как правило, ассоциируется с детством. Дома родители ставили высокую живую ель. На нее вешали разноцветные шары, бусы, а также самодельные игрушки из яичной скорлупы, гирлянды из бумаги и, конечно, конфеты, которые потом съедали, а фантики аккуратно сворачивали и оставляли висеть на ветках. Игрушечный Дед Мороз был очень старый, и папа его периодически обновлял, что-то подрисовывал.
Я так плакала, когда его убирали из-под елки и снова прятали в темную антресоль… В клубе железнодорожников проходили детские утренники, где все пели, танцевали и по билетику получали свой подарок. Новый год – особенный праздник с множеством красок. Пожалуй, самые распространенные – белая, зеленая и красная. Сейчас модно все делать в одном цвете – и елку, и декорации. А мое детство запомнилось радугой ярких оттенков и запахом мандаринов, которые появлялись
в продаже только зимой.
В семье Ларисы Цариковой есть место и «физикам», и «лирикам». Сын по художественной стезе не пошел и отдал предпочтение компьютерной технике. Творческие же способности по наследству перешли к дочери. В свое время Викторию даже без экзаменов приняли в художественную школу. Девушка продолжила развиваться в этом плане, но выбрала более современное направление – она состоялась как мастер перманентного макияжа. Это не про «я так вижу», а про эстетику и высокую степень ответственности, ведь вместо холста – лицо человека. В числе вип-клиентов Виктории Бегуновой, конечно, мама, а главные ценители ее работ – муж и пятилетний сын Георгий.
Говорят, что в капле воды художник видит море. И самое главное – делится этим с другими. Работы Ларисы Цариковой есть в частных коллекциях. Увидеть, чем живет могилевская художница, можно также на ее странице в соцсетях. И будь то яркие или спокойные цвета, все картины наполнены красотой. При этом Лариса Александровна не считает себя выдающимся мастером. Просто она любит то, что делает, и не перестает искать.
– Могилев – мой город. Здесь я родилась и здесь живу. Он по-своему красив, и я с удовольствием его рисую. Очень хочу написать акварелью именно старый город, его улочки, дома, – призналась Лариса Царикова. – Долгое время моя жизнь была связана с магистралью. Так что есть мысли и на тему железной дороги. Но это пока наброски идей. Надеюсь, они все же реализуются.

Елена ВЕТРОВА

Яндекс.Метрика