Февраль
Вс
09
2025

Преданность делу – гарантия безопасности!

Постоянный контроль состояния путей (порой в непростых погодных условиях), мгновенная реакция на любые непредвиденные ситуации – это далеко не полный список ежедневно выполняемых волковысскими путейцами работ. Уже 85 лет коллектив предприятия обеспечивает бесперебойное и безопасное движение поездов на обслуживаемом участке и является надежной опорой региона в сфере транспортной логистики.

Бригадир (освобожденный) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитенов Иван Гельвей, наладчик железнодорожно-строительных машин Александр Нувосад и оператор дефектоскопной тележки Михаил Козлов

По страницам истории

Волковысская дистанция пути образовалась в декабре 1939 года – после вхождения Западной Беларуси в состав СССР. Предприятие функционировало в составе Белостокской железной дороги по приказу народного комиссара путей сообщения. С первых дней работы путейцы при помощи местных воинских подразделений перешили пути с западноевропейской колеи шириной 1435 мм на отечественную шириной 1524 мм.

Начальник дистанции пути
Дмитрий Микульский

– Чуть позже мастерские дистанции пополнились электросварочным агрегатом, участковой дрезиной Уа, грузовыми машинами и снегоочистителями системы Бьёрке. Большую работу проделали по перестройке станционных путей и замене стрелочных переводов. Многие нововведения еще планировались, но помешала война, – рассказывает заместитель начальника дистанции по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Наталья Побудей.
После освобождения страны от немецко-фашистских захватчиков началось восстановление разрушенного пути, путевого хозяйства и искусственных сооружений. Работы велись по нормам временного восстановления, где допускается скорость движения поездов от 15 до 50 км/ч. Произошло и укрупнение: Волковысская, Слонимская, Мостовская и Гродненская дистанции пути объединились в одну – Волковысскую.

Так исторически сложилось, что главным достоянием предприятия являются люди, которые вынесли на своих плечах трудности военного лихолетья.

– Они не только восстановили путь и путевое хозяйство, но и обеспечили содержание пути в исправном состоянии, которое гарантировало бы безопасность движения поездов, – подчеркивает Наталья Побудей.

Своевременно и качественно

Сегодня основной задачей коллектива дистанции является текущее содержание железнодорожного пути при безусловном обеспечении безопасности движения поездов, охраны труда и выполнении показателей финансово-хозяйственной деятельности. Как известно, главный критерий успеха путейцев – балльность пути. И с этой задачей справляются. Так, если в 2001 году она находилась на уровне 67, то в 2024-м снизилась до 13. Кроме того, до 140 км/ч увеличилась скорость движения пассажирских поездов.
– Мы обслуживаем 640,7 км пути, из них главных – 355,2 км, станционные – 240,5 км, пути необщего пользования – 45 км. Кроме того, в фокусе нашего внимания 688 стрелочных переводов, 109 железнодорожных переездов, 147 больших, средних и малых мостов, 182 водопропускные трубы, 65 пешеходных переходов, – рассказывает бригадир (освобожденный) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитенов Волковысской дистанции пути Иван Гельвей.
На магистрали Иван Эдвардович работает уже более 45 лет и почти 40 – в Волковысской дистанции пути.
– Пришел сюда монтером пути, в 1990 году стал уже бригадиром, – продолжает собеседник. – Своевременно и качественно выполнять работу – моя обязанность. Хороший путеец, я считаю, должен проявлять настойчивость, чтобы довести начатое дело до конца. Опыт позволяет мне учить молодых работников, еще совсем «зеленых» в нашем деле. Стараюсь прививать им хорошие качества, которые помогут в освоении выбранной профессии.

Иван Гельвей

– Это, можно сказать, наш золотой фонд, – подчеркивает заместитель начальника дистанции Валерий Ступиш. – Иван Эдвардович владеет всеми техническими вопросами, грамотно и оперативно решает поставленные перед ним задачи. Он всегда замещает дорожного мастера на данном околотке и исключительно качественно выполняет работы по содержанию и ремонту пути. Его бригада вносит весомый вклад в общие результаты работы нашего предприятия. План всегда выполняют в полном объеме.
Эти слова подтверждает статистика: в 2023 году подразделение выполнило план на 167%, балльность пути при плане 22,7 составила 7,6; за 10 месяцев прошлого года объем работ выполнили на 166%, балльность улучшили до уровня 7,3.

За весомый вклад в развитие предприятия в 2014-м и 2018 году Иван Гельвей был удостоен благодарностей министра транспорта и коммуникаций, а также начальника Барановичского отделения Белорусской железной дороги.

На постоянном контроле

Дефектоскопная проверка рельса – едва ли не самая важная процедура, позволяющая выявить скрытые повреждения и продлить срок службы рельсов.

Олег Кудрицкий

На участке дефектоскопии Волковысской дистанции пути трудятся 16 человек. Их задача – осуществление неразрушающего контроля рельсов, сварных стыков и стрелочных переводов, а также своевременная постановка на учет дефектных рельсов, наблюдение за развитием этих неисправностей и принятие мер для изъятия тех, что могут создать опасность для движения поездов.
Главные помощники мастеров участка – дефектоскопная тележка, путеизмерительная и другая специальная техника.
– Интересно отметить, что привычная нам колея 1520 мм – показатель варьирующийся, ведь это номинальный размер, который выполняется на прямых или кривых радиусом более 350 метров, – рассказывает мастер участка дефектоскопии Олег Кудрицкий. – Например, на кривой радиусом от 349 до 300 метров необходима колея 1530 мм, а от 299 и менее метров – 1535 мм. Ширина менее 1512 мм и более 1548 мм не допускается.

Дефекты рельсов и элементов стрелочных переводов выявляют с помощью специального диагностического комплекса – дефектоскопной тележки. Она может определять любые внутренние повреждения в головке и шейке рельса, а также в проекции шейки в подошву рельса. Вся информация о возможных нарушениях отображается на экране и в виде определенных звуковых сигналов в наушниках оператора. Во время работы он постоянно слышит звуки разной тональности, которые сигнализируют об активизации одного или нескольких каналов контроля.
В среднем понадобится несколько месяцев, чтобы человек, ранее не работавший с дефектоскопами, мог привыкнуть к этой «музыке». Все сигналы записываются в электронный протокол контроля, который после проверки перегона передается на расшифровку.
В свою очередь, глаза опытного инженера по расшифровке дефектограмм Юрия Бесько не упускают ни единого нюанса. В дистанции пути он трудится уже 19 лет, 10 из них – в нынешней должности.

Юрий Бесько

– Полученную от операторов дефектограмму я изучаю на своем компьютере. Она составлена в виде графика. Спорные моменты внимательно просматриваю. У каждого вида дефекта на ленте есть определенный рисунок. При малейшем сомнении выдаю ведомость для вторичного осмотра и проверки рельса, – объясняет инженер. – Иногда даже приходится выезжать на место, где с коллегами вместе осматриваем параметры выявленных дефектов. Работа ответственная – здесь важно не только внимание, но и опыт.

450 лет на железной дороге!

Волковысская дистанция пути прославилась одной из старейших на Белорусской железной дороге трудовых династий – Мазюк. Машинисты, бригадиры, монтеры пути, путевые обходчики, дорожные мастера – четыре поколения представлены 16 железнодорожниками, которые работали на разных предприятиях Барановичского отделения. Сегодня общий трудовой стаж семьи составляет 450 лет.
Родоначальником династии стал Иосиф Иосифович Мазюк, который родился в деревне Салатье Гродненского района. Он участвовал в строительстве участка Поречье – Гродно магистрали Санкт-Петербург – Варшава. Много лет работал на вокзале станции Поречье – к слову, старейшей в Беларуси. Оба сына – Иосиф и Казимир – тоже были связаны с железной дорогой.
Иосиф Иосифович в 1916 году стал бригадиром пути. В Великую Отечественную войну работал сигналистом по станции Поречье. Его стаж в Гродненской дистанции пути насчитывает 44 года. За это время он был награжден почетным знаком «Отличный путеец» и Почетной грамотой Гродненской дистанции пути.
Внук основателя династии Иосиф Станиславович своего дедушку почти не помнит. Большую часть информации о нем передал отец, который, кстати, как и пятеро его братьев и сестер, тоже продолжили семейное дело.
– У моего деда было десять детей. Шестеро из них стали тружениками магистрали. Помню, что дед всегда ходил в форме, носил железнодорожную фуражку. Это мне в нем запомнилось особенно, – с улыбкой вспоминает Иосиф Станиславович. – А мой отец на железную дорогу пришел в 16 лет и работал там 52 года. У него было много трудовых наград. Для меня он пример преданности и верности своей профессии.
Сегодня на 16-м околотке дистанции бригадиром пути работает сын Иосифа Станиславовича Андрей. Добросовестно трудится бригадиром пути и его двоюродный брат Валерий Брониславович Мазюк.

Становиться только лучше

– В Волковысской дистанции пути я работаю с 2006 года, – говорит ее начальник Дмитрий Микульский. – Мой трудовой путь здесь начался с должности главного инженера. Потом стал заместителем начальника дистанции, а в 2020-м возглавил коллектив.
За это время предприятие существенно выросло в техническом плане: изменился тип рельса с 59,95 до 63,97 кг по главному пути и с 54,39 до 59,4 кг – по станционным. Увеличилась и допустимая скорость движения поездов – до 140 км/ч, балльность снизилась до 13. Это в первую очередь свидетельствует об эффективности работы коллектива. Уверен, наша производственная база станет еще более современной, что даст нам возможность улучшить ряд производственных показателей и обеспечит полный переход на железобетонное основание. А это в первую очередь высокий уровень безопасности движения поездов, что в конечном итоге является главной целью и задачей путейцев.

Михаил
БЕРДНИК

Яндекс.Метрика