Февраль
Пт
07
2025

Сухих рукавов!

Завтра свой профессиональный праздник отметят сильные, мужественные люди, всегда готовые прийти на помощь. Люди, для которых работа – это и образ жизни, и призвание. На железной дороге они трудятся в пожарных аварийно-спасательных поездах – ПАСПах. В одно из таких подразделений, дислоцирующееся на станции Минск-Сортировочный, накануне праздника заглянули журналисты отраслевого издания. Экскурсию по объекту для нас провел начальник ПАСП Минск Александр Еж.

– Оснащение у нас типовое, – начинает рассказ Александр Анатольевич. – Сердце пожарного поезда – это вагон-насосная станция для тушения пожаров. Она соединена с двумя цистернами-водохранилищами емкостью не менее 50 кубометров каждая. Здесь имеется запас рукавов общей протяженностью один километр (на такое расстояние мы можем подать огнетушащее вещество), 5 тонн пенообразователя, 2 стационарные установки для тушения пожаров, осветительная мачта, переносная мотопомпа, бензорезы, бензопилы, комплекты боевой одежды. Также в вагоне оборудован пост газодымозащитной службы. Все спасатели-пожарные и начальники караулов обеспечены аппаратами защиты органов дыхания и баллонами со сжатым воздухом (каждый рассчитан на 40 минут работы в непригодной для дыхания среде). В этом же вагоне находятся служебное помещение, комната отдыха личного состава, кухня.

Начальник ПАСП Минск Александр Еж

Следующий – крытый вагон с нейтрализующими веществами. За ним – вагон-насосная станция для ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами. Здесь размещается дизельная электростанция на 32 кВт, которая обеспечивает работу стационарных насосов для перекачки светлых и темных нефтепродуктов, а также переносной самовсасывающий перистальтический насос ELRO серии M300. Им можно откачивать практически все виды жидкостей разной плотности и вязкости. Там же находится надувная емкость для сбора агрессивных веществ, костюмы химической защиты, различные уплотнители и бандажи для герметизации пробоин котла цистерны. Кроме того, в состав поезда входит порожняя цистерна из-под светлых нефтепродуктов (на случай необходимости перекачки топлива из поврежденного подвижного состава).

Теория плюс практика

Зона обслуживания ПАСП Минск по четырем направлениям простирается до остановочного пункта Энергетик, станций Беларусь, Талька и Борисов включительно. Помимо тушения пожаров и ликвидации аварийных ситуаций личный состав занимается профилактикой возгораний в подвижном составе. За это направление работы отвечают пожарные инспекторы, закрепленные за предприятиями и станциями. В ПАСП Минск три таких профильных специалиста. А всего в штате поезда 23 человека, в том числе 5 начальников караула, 14 спасателей-пожарных и начальник поезда.
Каждая смена в составе начальника караула и троих-четверых спасателей-пожарных дежурит по 24 часа. Рабочий график пожарных инспекторов – с 8.00 до 17.00. Но в 7.45 все уже на своих местах. Заступающая и сдающая смены собираются вместе, и руководитель ПАСП знакомит их с оперативной информацией прошедших суток, а также проводит инструктаж. Приняв дежурство, заступившая смена занимается обслуживанием пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательной техники (в том числе постановкой аппаратов защиты органов дыхания в боевой расчет). «Маски индивидуальные, поэтому каждый должен провести проверку своего аппарата, чтобы в случае оперативного выезда все было уже готово», – поясняет Александр Еж.
Большую часть времени дежурства занимает непрерывное профессиональное обучение. Как правило, с 10.00 до 13.00 спасатели изучают теорию (лекции читает руководитель подразделения либо начальник караула). В течение года личный состав ПАСП изучает порядка 10 предметов, среди них – «пожарно-техническая подготовка», «охрана труда», «организация и задачи газодымозащитной службы», «перевозка опасных грузов», «первичные средства тушения пожаров, огнетушители, виды, порядок эксплуатации, проверка, зарядка» и т. д. В декабре они сдают экзамены.
После 13.00 переходят к практическим занятиям: отрабатывают схемы боевого развертывания, элементы пожарной эстафеты, работу с ручным немеханизированным инструментом, а также нормативы по надеванию боевой одежды и защитных костюмов, наложению бандажей и т. д.

Во время учебного процесса

Лучшим в овладении теории и применении ее на практике уже второй год подряд становится спасатель-пожарный Сергей Заботин. До прихода в ПАСП Минск он 13 лет отработал командиром отделения в РОЧС Первомайского района столицы. В пожарном поезде уже 6-й год. В 2024-м представлял свое подразделение на дорожном конкурсе профессионального мастерства. Тогда остановился в шаге от пьедестала – занял четвертое место. В нынешнем году он вновь выступит на дорожных соревнованиях. Пожелаем ему удачи! Самыми ценными качествами для спасателя Сергей считает мужество, хладнокровие, умение быстро оценивать ситуацию и, конечно, профессионализм.

Премия и благодарность

Большим подспорьем в отработке полезных навыков для личного состава ПАСП являются тактико-специальные учения МЧС, к которым привлекаются железнодорожные спасатели. Только в прошлом году они были задействованы в трех таких мероприятиях, в том числе на станциях Шабаны и Степянка, организованных администрацией Заводского района и Мингорисполкомом соответственно. В первом случае отрабатывали разгерметизацию цистерн с аммиаком и тушение цистерны с легковоспламеняющейся жидкостью. Во втором – тушение двух цистерн, одна из которых, согласно легенде, взорвалась. Тогда к учениям привлекали не только ПАСП, но и путейцев, и персонал станции.

Спасатель-пожарный Сергей Заботин

Командовать дежурной сменой в Степянке довелось Павлу Сницаренко, который на то время всего месяц как перешел в ПАСП из Военизированной охраны и только успел ознакомиться со спецификой работы. Но ему пригодился прежний опыт работы в МЧС, так что смена под его руководством отлично справилась с задачей. Мы поинтересовались у Павла, тяжело ли ему пришлось во время учений, на что получили вот такой ответ: «Обычно считается, что тяжело в учении – легко в бою. Но у нас все прошло гладко, каждый четко и профессионально выполнил свою задачу».
За активное участие в учениях на станции Шабаны пятерым работникам ПАСП Минск объявлена Благодарность начальника Минского отделения. В том числе начальнику караула, руководившему дежурной сменой, Владимиру Онущенко. В пожарном поезде он порядка 10 лет: начинал спасателем-пожарным и уже досконально изучил все аспекты работы в пожарном поезде.
За профессиональные действия работники ПАСП Минск, задействованные в тактико-специальных учениях в Степянке, были поощрены премией начальника Белорусской железной дороги. В списке награжденных – спасатель-пожарный Павел Коротких, занятый на обслуживании аварийно-спасательной техники (во время выезда работает на всех насосах, агрегатах). Это прекрасно подготовленный специалист с опытом работы в МЧС. Отлично проявил себя на учениях и его коллега Алексей Финский, который в штате ПАСП Минск уже около 20 лет. Алексей – кандидат в мастера спорта по пожарно-прикладному спорту. Долгое время работал в Военизированной охране стрелком-пожарным.
В общей сложности 70% личного состава ПАСП Минск – это работники, ранее проходившие службу в МЧС. Остальные – железнодорожники, получившие подготовку в учебных центрах МЧС. Текучка здесь небольшая. Недавно коллектив проводил на пенсию двоих своих ветеранов: начальника караула Дмитрия Шпака и спасателя-пожарного Степана Арчакова, суммарный стаж которых в пожарном поезде – полстолетия.
В сентябре текущего года 20 лет работы на БЖД отметит руководитель ПАСП Минск Александр Еж. В 2005-м он пришел в дистанцию гражданских сооружений подсобным рабочим. Через два года перевелся в пожарный поезд, работал заместителем начальника стрелково-пожарной команды на станции Минск-Сортировочный. Окончил командно-инженерный институт МЧС. Последние 12 лет руководит личным составом ПАСП Минск.

Отработка практических навыков

Тест на профессионализм

Доказательством того, что учения и отработка практических навыков спасателей-пожарных проводятся не зря, стала реальная ситуация, произошедшая в августе 2024 года. На станции Минск-Сортировочный была обнаружена течь бензилхлорида (бесцветной жидкости с резким запахом, нерастворимой в воде, огнеопасной). Вещество находилось в еврокубах, загруженных в контейнер, поэтому очень сложно было определить, где именно произошла протечка. Замеры показали, что температура в контейнере достигла 100 градусов по Цельсию. Ликвидация проходила на месте. Было задействовано несколько десятков единиц техники МЧС и ПАСП Минск. Сначала проводили интенсивное охлаждение – сбивали температуру. Работники ПАСП дважды создавали пенную подушку для ограничения распространения бензилхлорида. И только после создания безопасных условий началась выгрузка еврокубов. Несколько оказались с протечкой из-за дефекта арматуры. Его устранили на месте. Руководитель подразделения Александр Еж высоко оценил действия своих подчиненных: «Сработали отлично. Вопросов по взаимодействию с другими задействованными подразделениями не возникло».
Ежегодно РОЧС Октябрьского района совместно с личным составом ПАСП Минск проводит учения на станции Минск-Сортировочный (одной из крупнейших на БЖД). Такие мероприятия помогают спасателям-пожарным сохранять боеготовность, оттачивать профессиональные навыки, чтобы в случае ЧП сработать быстро и слаженно.

В преддверии Дня спасателя поздравляем работников пожарных аварийно-спасательных поездов Белорусской железной дороги с профессиональным праздником! Желаем крепкого здоровья, мира, добра, семейного благополучия и по традиции сухих рукавов.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика