Оршанский вектор магистрали
На участках от Орши до Минска, а также на других направлениях обеспечивают ремонт и обновление инфраструктуры работники Путевой машинной станции Орша РУП «Ремпуть Белорусской железной дороги». Это структурное подразделение, созданное 70 лет назад, и сегодня вносит важный вклад в безопасное и эффективное функционирование магистрали нашей страны.
Решением Министерства путей сообщения СССР это предприятие было сформировано 21 января 1955 года. Первой точкой базирования стала крупная узловая станция Паняряй в Литве. Для обеспечения его жизнедеятельности выделили несколько десятков переоборудованных вагонов. Из них сформировали целый городок на колесах, в котором размещались не только производственные помещения, но и объекты социально-культурного назначения: магазин, столовая, медпункт, детсад, начальная школа, баня, общежитие.
В феврале 1959 года городок из вагонов вместе с техникой передислоцировался в Оршу. С тех пор развитие ПМС Орша тесно связано именно с Белорусской железной дорогой.
Востребованы везде
Сегодня коллектив ПМС Орша обслуживает в основном территории трех отделений: Минского, Могилевского и Витебского. Работники подразделения укрепляют путевую инфраструктуру на участках от Орши до Минска, Витебска, Лепеля, Могилева и Кричева, а также до границы с Россией.
В их распоряжении – более 50 единиц рельсовой и колесной техники, в том числе путеукладочные краны УК-25/9-18 и КЖУ-571, машины ВПР-02 и ВПО-3000. Есть и уникальные для нашей дороги, задействованные на всем полигоне магистрали.
– Например, рельсошлифовальный поезд РШП-48К – единственный на Белорусской железной дороге, – рассказывает начальник Путевой машинной станции Орша Александр Ляхнович. – Его производственные возможности по шлифовке рельсов – до 500 – 600 км пути в год.
Особенность данного поезда заключается в том, что с его по мощью можно выполнять ремонт рельсов непосредственно в пути, без демонтажа и отправки их на специализированное предприятие. Это обеспечивается одновременной работой установленных на поезде 48 шлифовальных кругов. РШП-48К проходит один и тот же участок несколько раз.
В процессе с помощью компьютера осуществляется анализ состояния рельсов, определяется оптимальная схема их обработки, оцениваются полученные результаты. За эффективный труд и успешное выполнение поставленных задач фото мастера поезда Олега Петрова в 2024 году занесено на Доску почета РУП «Ремпуть Белорусской железной дороги».
Очень востребован и путевой струг – специальный несамоходный подвижной состав. Эту технику применяют, в частности, при срезке и планировке обочин земляного полотна, для доведения балластной призмы до требуемых параметров. Экипаж путевого струга был неоднократно отмечен наградами руководства магистрали. Например, в 2023 году машинист Юрий Базылев получил нагрудный знак отличия «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени.
Этапы и повороты
– В 70-летней истории нашего подразделения было немало важных этапов, поворотных моментов, – отмечает начальник ПМС Орша. – Так, судьбоносными можно считать начало 60-х, когда после перебазирования поезда в Беларусь началось строительство его производственной базы на площадке между станциями Орша-Центральная и Орша-Восточная. Первым начальником предприятия на новом месте стал Константин Грузд, который внес важный вклад в становление и развитие подразделения. Также продолжительное время возглавляли предприятие почетные железнодорожники Сергей Куксо и Виктор Халиманович, из которых последний в перерыве между работой в Путевой машинной станции руководил Оршанским техникумом железнодорожного транспорта.
В конце 1990-х – начале 2000-х многое было сделано для улучшения социально-бытовых условий работников. Именно тогда путейцы сменили временное жилье на постоянное, хорошо благоустроенное. В 2016 году произошла смена поколений, значительно омолодился руководящий состав. А в 2020-м ПМС Орша путем реорганизации вошла в состав нового предприятия – РУП «Ремпуть Белорусской железной дороги». Такое решение позволило сконцентрировать специализированную технику и выстроить эффективные технологические цепочки, более рационально использовать материальные и трудовые ресурсы.
Звенья коллектива
Сегодня в ПМС Орша трудятся более 170 человек. Каждый из них является важным звеном коллектива, вносит в общее дело весомый вклад. Например, специалисты производственно-технического отдела анализируют информацию о состоянии инфраструктуры на вверенных участках, составляют планы и задания, подготавливают фронт работ.
На производственной базе с помощью козловых кранов выполняется ремонт рельсошпальной решетки, которая в дальнейшем в сопровождении составителей поездов доставляется к месту укладки на специальном подвижном составе. Монтеры пути и машинисты железнодорожно-строительных машин уже непосредственно на конкретном участке выполняют доведенное задание.
Высокий профессионализм и слаженность позволили коллективу ПМС Орша в минувшем году успешно выполнить задачи на многих важных объектах. Наибольшее внимание они уделили, в частности, участкам Коханово – Толочин, Орша-Западная – Червено, Смолевичи – Городище, Реста – Чаусы, станциям Оршанского узла. Железнодорожники готовы к ответственному выполнению задания и в 2025 году.
Семейные традиции
– Основной костяк нашего коллектива – опытные работники, на счету которых по 10 – 20 лет стажа на магистрали, – рассказывает Александр Ляхнович. – На них ориентируется молодежь. Важную роль в сохранении традиций и передаче профессионального опыта играют семейные династии.
Например, в свое время на предприятии прорабом трудился Юрий Гайдукович. По его стопам пошел сын Андрей – сегодня он машинист путеукладочного крана. Монтером пути работает его супруга Лариса.
В одном коллективе и три брата – представители семьи Марцинкевичей. Александр, Владимир и Валерий – монтеры пути. Жена последнего из них, Елена, тоже является частью команды предприятия. Страницы в историю ПМС Орша вписал и мастер Алексей Головач. Теперь же его дело продолжают три сына: Сергей и Юрий – монтеры пути, а Виктор – водитель автобуса.
– Мы опираемся на лучшие традиции прежних поколений и совершенствуем свою деятельность с учетом требований времени, – подчеркивает начальник ПМС Орша Александр Ляхнович. – Каждый вносит важный вклад в работу нашего подразделения, за что достоин уважения и благодарности. Нас объединяют 70 лет истории и традиций предприятия. Впереди – новые ответственные задачи.
Руслан АНАНЬЕВ