Февраль
Чт
06
2025

Шел в первых рядах…

Победу в Великой Отечественной войне венчал Парад Победы, состоявшийся 24 июня 1945 года в Москве. В торжественном шествии участвовали 35 325 бойцов и командиров сводных полков 10 фронтов и Военно-морского флота, военных академий и училищ, войск Московского гарнизона. Принимал парад маршал Георгий Жуков, командовал – маршал Константин Рокоссовский. К подножию мавзолея были брошены 200 вражеских знамен как символ разгрома нацистской Германии и Победы Советского Союза и его союзников. Маршем по Красной площади прошли и 12 фронтовиков-героев, чьи фамилии навсегда вписаны в Книгу Почета Белорусской железной дороги.

Валентин Мартынов с боевыми товарищами (сидит первый справа)

В первых рядах в составе сводного полка Карельского фронта, который открывал исторический парад, шел железнодорожник Валентин Мартынов. Он родился 21 января (по другим данным – 14 января) 1924 года и прожил 80 лет. Не стало героя 10 мая 2004 года – за год до 60-й годовщины Великой Победы, к которой он так стремился!

Старшина Мартынов

Как вспоминают ветераны локомотивного депо Жлобин, где Валентин Семенович работал машинистом тепловоза, он часто говорил, что у него две Родины – небольшое село в Середино-Будском районе Сумской области, откуда он родом, и белорусский райцентр Жлобин, куда приехал после демобилизации в 1946 году.
Железнодорожная биография героя началась в июне 1941-го – за несколько недель до начала Великой Отечественной войны. Он устроился путевым рабочим на станцию Семиглавый Мар Рязано-Уральской железной дороги (Казахстан). По ней из Средней Азии на фронт шли эшелоны с солдатами.
А обратно везли эвакуированных и раненых. Валентин Мартынов с ровесниками тоже рвался на фронт, но в местном военкомате отказали – не подходил по возрасту. храбрый парень все же добился своего, и в 1942 году его направили на учебу в Ленинградское военное училище связи имени Ленсовета, которое в то время было эвакуировано в Уральск. После его окончания в апреле 1943-го в должности старшины роты 46-го гвардейского минометного полка Валентина Мартынова направили на Карельский фронт. Он являлся самым протяженным из всех фронтов Великой Отечественной, существовал почти три года и был единственным, на одном из участков которого немцы не смогли преодолеть государственную границу СССР.
46-й минометный полк, в котором служил старшина Мартынов, оборонял рубежи реки Свирь, участвовал в боях с превосходящими силами противника, стремившегося захватить Кольский полуостров и Мурманск. В июне 1944 года его бойцы поддерживали огнем наступающие войска Свирско-Петрозаводской операции, в ходе которой советские войска нанесли поражение противнику, продвинулись в западном и юго-западном направлениях на 110 – 250 км, освободили большую часть Карело-Финской ССР и создали предпосылки для выхода Финляндии из войны. За проявленный героизм в ходе наступления 46-й минометный полк был удостоен почетного звания «Свирский».
В Карелии Валентин Семенович встретил Победу. За проявленное в боях мужество был награжден орденом Красного Знамени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 –1945 гг.», позднее – орденом Отечественной войны II степени.

Историческое событие

24 июня 1945 года в жизни Валентина Мартынова произошло событие, которым он гордился до последнего вздоха. В тот день в составе сводного полка Карельского фронта он участвовал в историческом Параде Победы на Красной площади в Москве.
Внук железнодорожника Денис Константинович сохранил видеозапись, на которой Валентин Семенович с большим волнением даже спустя почти 60 лет вспоминал столь важный в его жизни день: «Все съехались в Москву за месяц до Парада Победы, тренировались по 7-8 часов в сутки. А 24 июня с утра зарядил мелкий дождь, но настроение не портил. К Красной площади стекались ручьи людей. Гремела музыка, диктор выкрикивал лозунги, все пели и плясали. То тут, то там качали солдат и офицеров, они взлетали в воздух вместе с цветами и головными уборами. Незабываемое зрелище! Вся площадь и прилегающие к ней улицы были заполнены военными, пушками, автомобилями, танками, «катюшами». Я хорошо помню, как затихла маршевая музыка… К мавзолею подошла колонна знаменосцев. Две сотни знамен и штандартов фашистской армии полетели к подножию мавзолея. Во время этой церемонии на Красной площади царила тишина…».


С боевыми товарищами в годы Великой Отечественной войны (справа)

На Дальний Восток!

А через несколько часов после парада последовал приказ: «Ехать на Дальний Восток». И снова в бой, и снова гремят «катюши». Именно на этой технике служил Валентин Мартынов. В составе Забайкальского фронта участвовал в разгроме Квантунской армии, которая оккупировала северо-восточную часть Китая (Маньчжурию). Проведя эту операцию, Советский Союз выполнил договоренности, заключенные с союзниками по антигитлеровской коалиции. Наступление советских войск завершилось полным разгромом Квантунской армии и капитуляцией Японской империи, что ускорило завершение Второй мировой войны. За участие в тех сражениях грудь Валентина Мартынова украсила еще одна боевая награда – медаль «За победу над Японией».

Вновь на железной дороге

В 1946 году после демобилизации судьба забросила Валентина Мартынова в Жлобин, и он решил вернуться на стальную магистраль. Первое время устроился шофером дистанции службы пути. А с апреля 1954 года, после окончания учебы в школе машинистов в Гомеле, трудился помощником машиниста паровоза в депо Жлобин. В 1961-м встал за правое крыло паровоза. А через десять лет успешно освоил тепловоз. Со своей «ласточкой» – тепловозом серии ТЭ3 не расставался до выхода на заслуженный отдых.
С теплом и большим уважением вспоминают о старшем коллеге ветераны локомотивного депо Жлобин: «С такими как Валентин Мартынов можно было свернуть горы и решать любые по сложности производственные задачи. Фронтовик, орденоносец… Валентин Семенович был очень ответственным, добропорядочным человеком, готовым всегда прийти на помощь своим товарищам. Всей душой переживал за порученное дело и коллектив».
Одним из таких успешно решенных заданий, поставленных перед жлобинскими локомотивщиками в 1970-е годы, стало увеличение объемов перевозок. Валентин Мартынов одним из первых освоил ведение тяжеловесных составов. Данная технология позволила не только быстрее продвигать грузы меньшим количеством тепловозов и локомотивных бригад, но и заметно улучшить качественные показатели работы железной дороги.
Только энтузиазма со стороны машинистов было мало. провели серьезную модернизацию производственной базы локомотивного депо Жлобин. Реконструкция проходила в два этапа: с 1968-го по 1973 год и с 1974-го по 1985-й. В результате были значительно увеличены площади основных ремонтных цехов, они составили более 12 тыс. кв. метров.
За высокие производственные показатели машинист Валентин Мартынов был отмечен орденом Трудового Красного Знамени и Грамотой Верховного Совета БССР. Нынешнее поколение железнодорожников хранит память о доблестном боевом пути фронтовика и его добросовестном труде уже в мирное время. Материалы о нем находятся в историко-краеведческом музее (раздел «Участники Парада Победы») и в комнате боевой и трудовой славы локомотивного депо Жлобин. Здесь часто проходят военно-патриотические мероприятия для школьников и учащихся колледжей. Символично, что именно с этого места начинается знакомство с производством и для молодых специалистов, пришедших работать в локомотивное депо Жлобин.

Лидия СТАШКЕВИЧ

Яндекс.Метрика