Дело мастеров боится
Локомотивное депо на железной дороге – это не просто техническое производство. Это пространство, где используют передовые технологии и где всегда есть место творчеству. На протяжении десятилетий на этих предприятиях осуществляются масштабные проекты по ремонту и обслуживанию важнейшей для отрасли техники. В локомотивном депо Лунинец, которое отпраздновало 140-летие со дня основания, команда профессионалов ежедневно решает поставленные задачи. Об этом коллективе – в нашем материале.
Внимание – каждому узлу
В огромных цехах среди безмолвных железных гигантов, ожидающих обновления, высококлассные специалисты ежедневно скрупулезно трудятся над каждым локомотивом. Воздух пропитан запахом машинного масла, металла и наполнен звуками различных инструментов. Здесь тепловозы М62, 2М62К, 2М62УК, ЧМЭ3, ТМЭ1, ТГК2 проходят текущий ремонт в объеме ТР-1 и техническое обслуживание (ТО-3).
– Первый проводится для обеспечения или восстановления работоспособности локомотива, – объясняет мастер участка по ремонту ТО-3, ТР-1 Владимир Крышилович. – А комплекс ТО-3 включает ревизию, ремонт и замену отдельных деталей, узлов и агрегатов, регулировку и испытания.
Перечень манипуляций при таком виде техобслуживания действительно объемный. Первым объектом внимания механиков является силовая установка машины или дизель, а также его вспомогательное оборудование.
– На этапе проверки двигателя мы оцениваем состояние водяных насосов и форсунок, проводим очистку фильтров, проверку угла опережения подачи топлива, измеряем зазоры в подшипниках коленчатого вала, осматриваем картер, распределительные механизмы и цилиндро-поршневую группу без разборки узлов, – перечисляет заместитель начальника депо по ремонту Михаил Кукса.
Гидропередачу СПС по предназначению можно сравнить с автоматической коробкой передач на автомобиле. Тщательный анализ масла узла, ревизия блокировочного клапана с проведением разборки, проверка состояния клапанов гидромуфты – далеко не полный список того, что необходимо проверить в механизме.
Локомотивное депо Лунинец имеет производственные мощности и квалифицированных специалистов для проведения капитального ремонта двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и коробок передач ЯМЗ-236.
– Тепловозы с электропередачей по окончании ремонта ТР-1 подвергаются тщательным реостатным испытаниям. Они проводятся для проверки функционирования дизель-генераторной установки с регулировкой электрической аппаратуры, – поясняет Михаил Юрьевич.
Еще специалисты депо проводят техническое обслуживание локомотивов по программе ТО-2, ТО-4, ТО-5, а также капитальный, капитально-восстановительный и средний виды ремонта специального подвижного состава типов МПТ4, МТП6, ДГКУ, АДМ, АГС и других.
Гарантируя качество
Работа с электрическим оборудованием локомотивов не заканчивается проверкой электросетей, осмотром тягового генератора или электродвигателей. Например, на предприятии давно научились модернизировать буферные фонари СПС: в оригинальный корпус прибора вместо привычной лампы вставляется плата со множеством светодиодов.
– Это небольшое нововведение улучшает световые характеристики фонаря и значительно продлевает срок его службы, – подмечает электрик предприятия Владимир Былинович.
К слову, для освещения пути используется головной фонарь, а буферные служат для иных целей. Например, при движении на однопутных участках и по правильному пути на двухпутных днем и ночью голова поезда обозначается двумя прозрачно-белыми фонарями у буферного бруса и одним прозрачно-белым огнем прожектора. А два красных огня буферных фонарей свидетельствуют о том, что впереди препятствие для движения по смежному пути.
Для нормальной работы тепловозов необходимо качественное дизельное топливо, а также масла и другие технические жидкости. Проверку этого перечня на соответствие определенным показателям выполняют специалисты химико-технической лаборатории предприятия. Они дают заключение, подходят ли нефтепродукты для того или иного локомотива, или рекомендуют их заменить. Работа лаборантов на первый взгляд проста, но от точности их анализа зависит продолжительность эксплуатации машины до следующего обслуживания или ремонта.
– Мы занимаемся анализом масел подвижного состава, дизельного топлива, а также осуществляем входной контроль качества тех нефтепродуктов, которые поступают на предприятие, – рассказывает заведующий лабораторией Татьяна Веренич. – В перечень наших обязанностей также входит изучение пластичных смазок, щелочного и кислотного электролита, воды для его приготовления, охлаждающей жидкости для двигателей тепловозов, физико-химических свойств песка для песочниц локомотивов и пескосушилок.
С заботой о каждом
Привлекла внимание корреспондентов отраслевого издания и табличка на двери с надписью «Психолог». Не на каждом крупном промышленном предприятии можно такое встретить, поэтому заглянули и туда. Здесь уже 10 лет психологом работает Наталья Ковалевич. Ее основная задача – профессиональный отбор.
К специалисту приходят не только практиканты, но и опытные машинисты. Они один раз в полгода в обязательном порядке проходят тестирование – работа ответственная, а человеческий фактор играет здесь определяющую роль.
– Даже чтобы создать локомотивные бригады, необходимо проанализировать психотип каждого человека. В зависимости от результатов теста формируются бригады для дальнейшей работы. Если возникают личные вопросы, их тоже проговариваем и обсуждаем, – объясняет специалист.
Кабинет психолога разделен на две части – релакс-зону и место для тестирования. Первая представляет собой уютное помещение с диваном и креслами, столиком для чаепития, арома-свечами и телевизором, играет успокаивающая музыка. В другой установлен компьютер с набором специальных психологических тестов, а также джойстик для проверки скорости реакции и внимания.
– Обстановка должна максимально располагать к тому, чтобы человек успокоился и, что называется, раскрылся. Комфортная обстановка позволяет человеку спокойно и доверительно пообщаться со специалистом, – убеждена собеседница. – Помимо локомотивных бригад в мою целевую аудиторию попадают и составители поездов.
Максимальная ответственность
На складе топлива локомотивного депо Лунинец есть подземные резервуары в виде сообщающихся сосудов. С помощью специальных сливов туда перекачивают дизельное топливо из прибывающих цистерн. Все эстакады и рельсы в обязательном порядке заземлены, громоотводы защитят в случае попадания молнии, а системы безопасности и пожаротушения позволят быстро ликвидировать любое возгорание.
На заправку локомотива примерно тремя тоннами топ-лива у специалистов уходит не больше 3-4 минут. Система схожа с привычной нам автозаправкой: колонка, шланг, пистолет, но различия все-таки есть. Циферблат топливной колонки похож на часы – маленькая стрелка меряет целые тонны, а большая – десятые. Шланг имеет диаметр около 10 сантиметров, что и позволяет заправлять локомотив оперативно.
Неподалеку хранятся и смазочные материалы. Руководит складом ГСМ Владимир Ковалец.
– В моей работе важна эффективность управления запасами. Мы стремимся обеспечить высокое качество материалов, минимизировать время простоя локомотивов и оптимизировать логистику поставок. Наша команда работает с максимальной ответственностью и вниманием к деталям, чтобы поддерживать надежность и безопасность железнодорожных перевозок, – подчеркнул Владимир Николаевич.
Раритет – на вечной стоянке
Достопримечательностью предприятия является трофейный паровоз ТЭ-2099 (Т – трофейный, Э – сравним с отечественной серией Э, 2099 – заводской номер машины). Этот железный гигант был построен в 1942 году, а в 1944-м его начали использовать лунинецкие железнодорожники. Последней работой паровоза стала подача пара для сушки на заводе железобетонных конструкций в Пинске. Долгое время он украшал старый вход в локомотивное депо Лунинец. Однако накануне юбилея предприятия руководство приняло решение полностью отреставрировать машину и перенести ее на нынешний головной въезд. Сегодня этот раритет находится на вечной стоянке, отражая боевые и трудовые подвиги лунинецких локомотивщиков. Работники предприятия по максимуму сохранили оригинальные детали: сейчас на буксах можно разглядеть оригинальные надписи, а рядом с паровозом установлен заправочный кран. За качественную работу все причастные были награждены ценными подарками от руководства депо.
– Сегодня локомотивное депо Лунинец является высоко-технологичным предприятием, которое стремительно развивается, пополняется новым оборудованием. Увеличивается количество СПС, выпускаемого после капитального и среднего ремонта, постоянно добавляются новые серии техники, ремонтируются бытовые помещения и улучшаются условия труда работников. На текущий год у нас план на 14 машин, что на 2 единицы больше, чем мы сделали в предыдущем. Будем усердно работать, чтобы его выполнить, – резюмирует начальник локомотивного депо Лунинец Сергей Веренич. – Всем своим коллегам-железнодорожникам хочу пожелать здоровья, развития, не стоять на месте, а двигаться только вперед, к новым свершениям!
Михаил
БЕРДНИК