Идея как ценный актив
Рационализаторство – работа творческая и созидательная. Синоним этого понятия – новаторство (от латинского novator, то есть строящий заново, изобретатель). Современные рационализаторы стремятся не только создавать что-то абсолютно новое, но и совершенствовать уже существующие процессы и устройства.
– В нашем вагонном депо работники, выполняя свои функциональные обязанности на рабочих местах, обращают внимание на необходимость совершенствования отдельных операций технологического процесса. Возникают идеи создания новых устройств и приспособлений, которые позволят улучшить условия труда и качество ремонта подвижного состава. Для практического воплощения идеи в жизнь необходимо пройти этапы от сбора данных, проектирования, изготовления, испытания до внедрения. Работники, вовлеченные в эти процессы, получают возможность принести пользу предприятию и реализовать себя, – убежден первый заместитель начальника Могилевского вагонного депо – главный инженер Владимир Степаненко.
Благодаря своим знаниям и опыту Владимир Леонидович всегда готов помочь деповским рационализаторам в реализации их идей. Недавно железнодорожнику было присвоено почетное звание «Лучший организатор технического творчества Белорусской железной дороги». «Рационализаторская деятельность – процесс постоянный. Одно изделие – в проекте, другое – собираем, третье – уже готово, четвертое – внедрено и работает», – поясняет Владимир Степаненко. Например, среди весомых идей, реализованных в 2024-м, – тележка ручная для тормозных цилиндров. Экономический эффект от внедрения рацпредложения в минувшем году составил 27,5 тыс. рублей. Над разработкой трудился коллектив технического отдела предприятия во главе с его руководителем. Он не только является автором рацпредложения, но и удостоен почетного звания «Лучший рационализатор Белорусской железной дороги».
Тележка предназначена для перемещения тормозных цилиндров с усл. № 710 и их испытания на ремонтном и испытательном стенде. Цилиндры такого типа широко используются, в частности, в вагонах для перевозки калийных удобрений, которые составляют почти половину подвижного состава, ремонтируемого в Могилевском вагонном депо. При этом имевшийся в наличии стенд предназначен только для испытания стандартных тормозных цилиндров с усл. № 188 и никаких других. Перед железнодорожниками встал вопрос: закупить новый стенд или расширить возможности уже имеющегося. Сопоставив различные аспекты, выбрали второй вариант. Таким образом, была создана тележка для тормозных цилиндров, позволяющая проводить испытания цилиндров с усл. № 710. Интерес к ней проявили и коллеги из других депо. А последней разработкой деповчан стала тележка грузовая для автосцепок.
Искать и совершенствовать – не пустые слова для всех, независимо от должности. Приспособление для демонтажа и монтажа запасного резервуара вагона-хоппера разработал главный технолог Роман Силин. Это внедрение позволило улучшить условия труда деповчан. У вагонов-хопперов для перевозки сыпучих грузов запасный резервуар закреплен на высоте более 2 м. Для его демонтажа требовалось два человека: находясь на переходной площадке вагона, один откручивал крепления, а второй придерживал резервуар весом более 30 кг. Сейчас процесс строится иначе: каретка приспособления в поднятом состоянии фиксирует запасный резервуар, рабочий демонтирует крепление и пневмоприводом опускает резервуар до уровня транспортировочной тележки. Данное приспособление, как и многие другие, могилевские вагонники создали собственными силами и с учетом своих запросов. Оно не первое и далеко не последнее, ведь в планах местных рационализаторов немало интересных идей.
– Могилевское вагонное депо у нас на лидирующих позициях, у них из года в год есть предложения по улучшению условий труда. Способствует этому имеющийся здесь крепкий коллектив и компетентное руководство, – комментирует начальник отдела технической политики Могилевского отделения Леонид Максимов. – В депо проводится грамотная кадровая политика, благодаря которой сюда приходят активные и талантливые люди, привлекается молодежь. Текучки кадров на предприятии нет. Рационализаторство – дело творческое, и насильно никого новатором не сделаешь – для этого должны быть определенные условия. В Могилевском вагонном депо они точно есть.
Елена ВЕТРОВА