Февраль
Пн
17
2025

Импульс для новых проектов

Современные подходы к развитию железнодорожных пассажирских перевозок на базе цифровизации и внедрения информационных технологий обсудили участники тематической дискуссии, прошедшей в Минском международном выставочном центре (ММВЦ).

На встрече присутствовали руководители и специалисты профильных служб Управления БЖД, организаций дорожного подчинения, отделов отделений, ряда крупных вокзалов Белорусской магистрали, ее будущие работники – учащиеся колледжа имени Е. П. Юшкевича, а также представители Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.
Гостей приветствовал начальник пассажирской службы Александр Захаревич. Он поблагодарил организаторов за возможность провести мероприятие в стенах ММВЦ и посетить знаковую для каждого гражданина нашей страны выставку «Моя Беларусь», где отражены достижения государства за годы независимости. Александр Анатольевич также особо отметил важность вынесенной для обсуждения темы дискуссии и пожелал всем участникам плодотворной работы.
Об актуальности углубления цифровизации говорил в приветственном слове и модератор мероприятия – начальник службы информационных технологий Игорь Отлига. Он подчеркнул, что сегодня БЖД является лидером национальной системы перевозок, обеспечивающим потребности экономики и населения. Чтобы сохранить позиции, дороге необходимо продолжать совершенствоваться.
– В эпоху стремительного технологического прогресса цифровизация и информационные технологии играют ключевую роль в развитии железнодорожного транспорта. Они открывают новые возможности для повышения эффективности, конкурентоспособности, безопасности, комфорта и привлекательности пассажирских перевозок, – отметил Игорь Иванович.
Он напомнил о том, что многое уже сделано. В частности, реализован ряд проектов по автоматизации процессов обслуживания пассажиров и взаимодействия с ними, а также управления перевозками.

Это сервис по продаже билетов посредством сайта pass.rw.by, мобильное приложение «БЧ. Мой поезд», медиасервис в поездах межрегиональных линий бизнес-класса, современная кассовая компьютерная система и другие.

Все отмеченные инициативы направлены в первую очередь на повышение уровня сервиса и удовлетворение растущих потребностей пассажиров.
Вместе с тем руководитель службы обратил внимание на тот факт, что активная цифровизация и информатизация бизнес-процессов требует пропорционального и своевременного масштабирования технической и информационной инфраструктуры. А это потребует дополнительных расходов на аппаратное и программное обеспечение, сетевые услуги, обслуживание и поддержку, безопасность, обучение персонала и т. д.
– Развитие информационных технологий в железнодорожных перевозках помогает создать более современную, эффективную и удобную транспортную систему, отвечающую потребностям сегодняшнего дня, – заявил Игорь Иванович.
Далее присутствующие более подробно обсудили реализацию отдельных проектов и направлений развития. В частности, ведущий инженер пассажирской службы Управления БЖД Людмила Голоденко рассказала о внедрении и развитии дистанционных каналов продажи электронных проездных документов – через единый раздел «Услуги пассажирам» официального интернет-сайта БЖД rw.by и мобильное приложение «БЧ.Мой поезд».
– Главными задачами разработчиков были удобство и быстрота поиска маршрута, просмотра расписания, заполнения данных пассажира, выбора места на схеме вагона, а также оплаты билета. В современном мире с его постоянно растущими скоростями и темпом жизни самым невосполнимым ресурсом является время. Белорусская железная дорога прилагает серьезные усилия, чтобы помочь потребителям сэкономить его при оформлении билетов, – отметила Людмила Ивановна.
По ее словам, еще одной весьма полезной опцией является возможность просмотра онлайн-табло станций отправления и прибытия поездов. В настоящий момент услуга доступна для 7 вокзалов станций, со временем их перечень будет расширяться – в рамках развития Единой автоматизированной системы информирования пассажиров о движении поездов на БЖД.
Людмила Ивановна подробно остановилась на преимуществах электронного билета – как для пользователя, так и для стальной магистрали. В частности, она отметила, что гражданин, купивший такой билет, может не распечатывать его. Этого не требуется, поскольку контроль посадки пассажиров сегодня выполняется с помощью современных автоматизированных устройств – мобильных терминалов.
Продолжил тему первый заместитель начальника РУП «Главный расчетный информационный центр» БЖД Михаил Величко, который подготовил своеобразный экскурс в историю развития цифровых технологий в пассажирском комплексе, обозначил его основные этапы.
Михаил Валерьевич напомнил, что в феврале 2011 года была введена в эксплуатацию система продажи проездных документов через Интернет, рассказал о поступательном ее совершенствовании, о подключении к АИС ЕРИП.
Вторым знаковым этапом в сентябре 2012 года стало предоставление возможности электронной регистрации при оформлении проездного документа через дистанционные каналы продаж (вначале во внутриреспубликанском сообщении, позднее – в сообщении с Российской Федерацией), совершенствование системы оплаты, возврата билета.
Третий этап касался разработки обновленного сайта БЖД и мобильного приложения по продаже электронных проездных документов, предоставления возможности оформления билетов на ненумерованные места, модернизации билетопечатающих машин, системы контроля посадки пассажиров и т. д. Михаил Валерьевич акцентировал внимание на том, что все эти достижения – результат кропотливой совместной работы специалистов разных подразделений Белорусской магистрали плюс накопленный опыт и мощная технологическая база, созданная на магистрали. «И все же самую объективную оценку наших усилий дает пассажир, – заявил выступающий. – Мы видим, что сегодня доля оформленных электронных проездных документов по отношению к общей численности бумажных билетов составляет около 60%. А значит, труд не напрасен».
После завершения выступлений участники смогли обменяться мнениями и задать интересующие вопросы.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика