Апрель
Пт
18
2025

Преданность делу – выше похвал

В современном мире скоростей немногие задумываются о том, что безопасное путешествие по рельсам обеспечивает множество железнодорожников. И важная роль в этом вопросе отведена путейцам. Лидские мастера пути уже 85 лет поддерживают надежность и безопасность железнодорожного сообщения. И все это время обслуживаемые ими участки являются неотъемлемой частью огромной цепи, соединяющей города и страны.

монтеры пути Павел Ивановский, Артур Балько, бригадир (освобожденный) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитенов
Игорь Дарницкий, монтеры пути Валентин Сульжицкий и Андрей Витукевич (4 околоток, 2 рабочее отделение)

Хранители рельсового полотна

Развернутая длина обслуживаемых коллективом Лидской дистанции путей – 434 километра. Они расположены на двух направлениях: Горынь – Беняконе и Алеща – Берестовица, территориально находятся в трех областях (Минской, Брестской и Гродненской) и в девяти районах: Барановичском, Дятловском, Новогрудском, Лидском, Вороновском, Щучинском, Мостовском, Ивьевском, Воложинском.
Хранителями рельсового полотна являются не столько механизмы и технологии, сколько в первую очередь люди, чья преданность делу и внимание к деталям позволяют составам преодолевать большие расстояния. Именно на плечах путейцев лежит ответственность за текущее содержание и ремонт железнодорожных путей, стрелочных переводов, искусственных сооружений, земляного полотна, которые находятся в пределах границ обслуживания. Обеспечение бесперебойного и безопасного движения поездов с установленными скоростями также входит в список обязанностей путейцев.

Начальник Лидской дистанции пути Тадеуш Витко

– Коллектив Лидской дистанции пути оказывает услуги по ремонту железнодорожных путей необщего пользования, путевых сооружений и устройств в соответствии с действующими техническими нормативно-правовыми актами, – объясняет начальник дистанции Тадеуш Витко. – Наши работники осуществляют выправку пути в плане и профиле, регулировку ширины колеи, одиночную замену скреплений и шпал, замену рельсов, стрелочных переводов, переводных брусьев, ремонт железнодорожных переездов.

На участке дефектоскопии

В процессе эксплуатации в рельсах под воздействием веса подвижного состава, природных и других факторов могут образовываться дефекты и повреждения, угрожающие безопасности движения. Выявление таких изъянов обычно производится средствами дефектоскопии с использованием методов неразрушающего контроля. Процедура включает оценку их качества в эксплуатационных условиях и направлена на своевременное обнаружение скрытых дефектов.

– Как правило, одиночное изъятие и замена рельса происходят из-за недостаточной контактно-усталостной прочности металла, чрезмерного бокового износа головки в кривых, коррозии подошвы рельсов, выкрашиваний и поперечных трещин в головке вследствие боксования или юза, а также прохода колес с большими ползунами или выбоинами, – объясняет наладчик железнодорожно-строительных машин и механизмов Лидской дистанции пути Владислав Янович. – Выход рельсов из строя зависит и от времени года: зимой-весной он в 2-3 раза выше, чем летом. Это обусловлено повышением хрупкости металла из-за низких температур.
На участке дефектоскопии Лидской дистанции пути осуществляется едва ли не самая важная процедура, позволяющая своевременно выявить скрытые повреждения и продлить срок службы рельсов. Трудятся здесь 12 человек.
– Для контроля состояния железнодорожного пути и инфраструктурных сооружений применяются путеизмерительные вагоны и тележки, вагоны-дефектоскопы, дефектоскопные тележки и множество другой техники, – говорит Владислав.

Инженер по расшифровке дефектограмм Андрей Зибайло и наладчик железнодорожно-строительных машин и механизмов Владислав Янович

Дефекты рельсов и элементов стрелочных переводов выявляются с помощью специального диагностического комплекса – дефектоскопной тележки. Она может определять внутренние повреждения в головке и шейке рельса, а также в проекции шейки в подошву рельса. Вся информация отображается на экране и в виде определенных звуковых сигналов в наушниках оператора. Во время работы он постоянно слышит звуки разной тональности, которые сигнализируют об активизации одного или нескольких каналов контроля. В среднем понадобится несколько месяцев обучения, чтобы человек, ранее не работавший с дефектоскопами, привык и понимал эту «музыку». Все сигналы записываются в электронные протоколы контроля (дефектограммы), которые после исследования перегона передаются на расшифровку.
Записанные дефектограммы направляются инженеру по расшифровке. Его главная задача – не упустить ни единого нюанса.
– Полученную от операторов дефектограмму я внимательно изучаю. Спорные моменты на графике просматриваю по несколько раз. У каждого вида дефекта на ленте есть определенный рисунок. При малейшем сомнении назначаю вторичный осмотр и проверку рельса, – объясняет инженер Андрей Зибайло. – Иногда приходится выезжать на место, где с коллегами вместе осматриваем параметры выявленных дефектов. Работа ответственная, здесь важно не только внимание, но и опыт.

Быть лучшим нужно уметь

Машинист мотовоза Андрей Вильчевский работает на железной дороге уже 27 лет. Сразу после службы в армии пришел в Лидскую дистанцию пути. Сначала трудился путейцем, а после окончания Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров получил права машиниста мотовоза.
– Наша бригада – я и помощник – оказываем помощь путейцам: возим шпалы, поднимаем и опускаем рельсы – все это наши обязанности. Таким образом по максимуму исключается ручной труд: чтобы люди не носили тяжелые элементы или не возили их на модеронах на большие расстояния, используется мотовоз, оборудованный специальным подъемным краном, – рассказывает Андрей Генрихович.
В декабре 2023 года за добросовестный труд, а также весомый вклад в развитие путевой инфраструктуры Андрей Вильчевский награжден знаком «Почетный железнодорожник».

Работа воодушевляет

В Лидской дистанции пути есть и настоящая кузница, где можно починить инструмент и даже новую деталь выковать. Хозяин этого помещения – кузнец ручной ковки Евгений Жигало.
Работал он в разных местах: в частных фирмах в Гродно, в столице. Попробовав себя в этом ремесле, мужчина понял, что кузнечное дело – его призвание, и дальнейшую судьбу он также свяжет с молотом и наковальней.
– Родом я из Лиды, поэтому решил вернуться на малую Родину и осесть здесь. Железнодорожный стаж начинал в Лидской дистанции пути, где и работаю уже 8 лет. Занимаюсь пластической деформацией металла, – говорит кузнец. – Происходит ручная ковка в стереотипном понятии – при помощи молотка и наковальни.
Собеседник признается, что ремесло его воодушевляет. В руках мастера различные путевые инструменты обретают привычные нам очертания. Евгений Жигало ремонтирует ломы, кувалды, клещи (в том числе и рельсовые).

Мотовоз МПТ-4

– Казалось бы, XXI век на дворе – время, когда все держится уже на гайках и болтах, клее, крепежах. Однако это не так. Сегодня у кузнеца работы по-прежнему очень много. Если кажется, что профессия умерла, то на самом деле нет, она, что называется, живее всех живых, – признается умелец.
В печи кузнеца находится, кстати, настоящая реликвия, которой больше ста лет: в основание печи вмонтирован рельс с немецкой железной дороги. Если присмотреться, можно увидеть на нем множество насечек. И это не случайные повреждения – раньше мастера так проверяли качество изготовления инструмента. Например, путейского зубила.
– Уже немногие путейцы знают, но раньше рельсы не перерезали, а рубили зубилом со специальной заточкой. Для этого его ставили на рельс и делали несколько мощнейших ударов кувалдой, в результате чего рельс перерубался, – рассказывает Евгений. – Сегодня так уже не получится, поскольку рельсы выплавляются из высоколегированной стали.
Как признался Евгений, у него есть заветная мечта кузнеца: восстановить на территории Лидского замка кузницу средних веков, где будет использоваться древесный уголь и никаких современных технологий.
За последние пять лет инфраструктура Лидской дистанции пути заметно улучшилась. А благодаря современным технологиям мониторинга состояния рельсов значительно повысилась безопасность движения поездов – показатели балльности снизились с 13 до 9. Обучение персонала новым методам и технологиям работы стало важным аспектом этих изменений, что сказалось и на производительности труда.

Михаил БЕРДНИК

Яндекс.Метрика