На перекрестке важных направлений
Железнодорожное движение в Оршанском узле, несмотря на экономические и геополитические изменения, продолжает оставаться интенсивным. Ритмичность функционирования этого важнейшего для Белорусской магистрали звена обеспечивают работники станции Орша-Центральная. Присуждение коллективу премии имени машиниста В. А. Яцкевича – очередное признание весомого вклада этого коллектива в обеспечение безопасности движения поездов.
– За последнее время под влиянием внешних факторов на Белорусской железной дороге структура вагонопотоков изменилась, – отмечает начальник станции Орша-Центральная Виктор Автономов. – Но наш узел по-прежнему загружен. Мы работаем по шести направлениям: на Москву, Брест, Санкт-Петербург, Жлобин, Лепель и Кричев.
История станции началась в 1871 году, когда через Оршу пролегла железнодорожная линия Смоленск – Минск. Спустя три десятилетия ее пересекла новая магистраль Витебск – Жлобин, благодаря чему на перекрестке двух европейских транспортных коридоров сформировался железнодорожный узел – крупнейший не только в Беларуси, но и на просторах СНГ.
Сегодня в узле действуют две сортировочные станции (Орша-Центральная – внеклассная, Орша-Западная – 1-й класс), грузовая станция Орша-Восточная (2-й класс), промежуточная станция Орша-Северная (4-й класс) и путевой пост Городнянский. Кроме того, структурными подразделениями объединенной станции Орша-Центральная, включающей всю эту инфраструктуру, являются железнодорожный вокзал и единственная на Белорусской железной дороге дезинфекционно-промывочная станция.
В единой связке
Бесперебойное движение по узлу обеспечивают более 500 работников станции, среди которых, в частности, 35 составителей поездов, около 50 регулировщиков скорости движения вагонов, 30 дежурных по станции. Каждый из них вносит вклад в общее дело, обеспечивая безопасность перемещения поездов и вагонов.
В комплексе станций, тесно связанных друг с другом, наибольшая нагрузка приходится на Оршу-Центральную. Именно здесь дежурным по станции трудится Павел Баглай. На Белорусскую магистраль он пришел в 2016 году. Некоторое время был дежурным по парку станции Орша-Восточная. Хорошо себя проявил, и ему доверили более ответственную работу. В нынешней должности – уже около шести лет. Освоился, приобрел ценный опыт, но по-прежнему совершенствует свое мастерство.
– Мой каждый рабочий день не похож на другой, – рассказывает он. – Нужно держать в памяти много информации, быстро принимать правильные решения. Работа непростая и очень ответственная.
В одной связке с ним трудится оператор при дежурном по станции Первана Мамедли. Она всегда на связи с дежурными по соседним станциям, а также узловыми, линейными диспетчерами и своевременно информирует дежурного по станции Орша-Центральная о прибытии и отправлении поездов.
– Работаю здесь уже третий год, – делится впечатлениями Первана Мамедли. – Каждую смену выполняю много непростых задач. Бывает, так наговоришься, что дома хочется побыть в тишине и отдохнуть.
На несколько часов вперед
Маневровый диспетчер Александр Батян – представитель старшего поколения железнодорожников. Он трудится на магистрали уже больше 40 лет.
– Сам я родом из Орши, окончил местный железнодорожный техникум. Выбрал такую профессию, потому что было интересно управлять движением поездов, – рассказывает Александр Владимирович.
За долгий профессиональный путь он поработал сигналистом, оператором, дежурным по станции и приобрел ценный опыт. А задачи у него не из простых. Если дежурный по станции преимущественно решает тактические вопросы, то маневровый диспетчер – стратегические. Он на несколько часов вперед планирует работу и руководит всей сменой. В таком деле важно все: доскональное понимание перевозочного процесса и специфики каждой операции, умение быстро принимать грамотные решения в условиях цейтнота и многозадачности, а еще психологическая устойчивость и умение находить подход к каждому человеку.
За смену – 10 километров
В узле две сортировочные горки: на станциях Орша-Центральная и Орша-Западная. На первую приходится наибольший объем операций с вагонами.
– За смену мы перерабатываем около 500 вагонов, – объясняет дежурный по сортировочной горке Вадим Кавецкий. – Формирование и расформирование, а также роспуск, зачастую ночью задач даже больше, чем днем.
Он пришел на дорогу в 2012 году. Некоторое время работал составителем поездов, исходил все станции, досконально изучил путевое развитие. Такой опыт помогает в работе дежурного по горке. В этой должности уже около трех лет.
– Если раньше у меня была преимущественно физическая нагрузка, то сейчас – умственная, интеллектуальная, – сравнивает Вадим Кавецкий. – Неизменным остается одно: на любом месте я обеспечиваю безопасность движения поездов.
Вклад в общее дело вносит и Владимир Бугаёв – составитель поездов. На дороге трудится уже более 10 лет. После получения образования в оршанском отраслевом колледже работал на станциях Смолевичи и Городище, а затем вернулся в этот город.
– Я постоянно в движении. За 12-часовую смену, бывает, прохожу свыше 10 км, – объясняет он. – И так в любое время года независимо от погоды и времени суток. Каждую минуту нужно быть предельно внимательным, все видеть и все слышать.
На общий результат
– Безопасность движения поездов – результат слаженных действий всего коллектива, – отмечает заместитель начальника станции по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Павел Мацкевич. – На общий результат работают более 500 человек – железнодорожники с разной специализацией и багажом накопленных знаний.
По его словам, основа коллектива – люди с большим стажем. Но постепенно происходит смена поколений: приходит молодежь, которая ориентируется на более опытных коллег.
Сам Павел Андреевич работает в Оршанском узле более 15 лет. За это время, конечно, многое узнал, многому научился. Начинал трудовую биографию регулировщиком скорости движения вагонов. Затем был дежурным по парку, дежурным по станции, маневровым диспетчером, начальником участка движения. Поэтому отлично знает специфику таких профессий, что помогает ему в должности заместителя начальника станции по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам.
Факторы успеха
– Стать лауреатом премии имени машиниста В. А. Яцкевича очень почетно. Добиваться таких побед регулярно – еще более значимое достижение, – отмечает начальник станции Орша-Центральная Виктор Автономов.
По его словам, успех зависит от нескольких факторов. Крайне важно обучать железнодорожников, проводить занятия, стимулировать к повышению уровня профессионального мастерства. Кроме того, необходимо постоянно совершенствовать технологию работы, контролировать безусловное соблюдение должностных обязанностей и других требований.
– А еще нужно честно видеть недостатки в своей работе и, учитывая опыт коллег, находить решения, исправлять ситуацию, – объясняет Виктор Владимирович. – Получение премии по безопасности движения свидетельствует о том, что такая стратегия приносит успех.
Есть и потенциал для дальнейшего развития. С учетом выполненной реконструкции парка Е можно наращивать работу с поездами повышенного веса и длины.
Большое внимание в коллективе уделяется кадрам. На станции охотно принимают выпускников отраслевых учебных заведений, успешно применяют систему наставничества, а обучают новичков в дорожном центре и непосредственно по месту работы. Применение всех этих методов повышает уровень знаний и профессионального мастерства каждого работника, создает предпосылки для улучшения показателей работы всего коллектива станции.
Руслан АНАНЬЕВ