Май
Вт
13
2025

Савва Мамонтов: дорога в бессмертие

В XIX веке Российская империя переживала железнодорожный бум. Руководство страны пусть не сразу, но все же оценило преимущества нового вида транспорта и всячески способствовало его развитию. Не отставал и частный капитал, ярким представителем которого был Савва Мамонтов.

С дочерью Верой, 1877 год

Это знаковая фигура для своей эпохи. Человек незаурядного ума и таланта, меценат, по-настоящему влюбленный в искусство и не меньшую страсть питавший к железным дорогам. По образованию – юрист, по призванию – артист и режиссер оперного театра.

Выбирая свой путь

Савва Иванович родился в 1841 году в Сибири. Позже семья перебралась в Москву. Большое влияние на мальчика оказал отец. Иван Мамонтов учредил Общество Московско-Ярославской железной дороги (это первая частная магистраль в стране) и основал Закаспийское торговое товарищество. Словом, был известным и уважаемым в деловой среде человеком.
А вот Савва к бизнесу интереса не проявлял. Юноша учился на юридическом факультете Московского университета, но увлекся театром, в его личном дневнике было много записей о спектаклях. Отец, узнав об этом, был очень недоволен и принял крайнюю меру: отправил отпрыска подальше от Москвы – в контору Закаспийского торгового товарищества. Он писал сыну: «Всякий гражданин должен трудиться морально или материально для пользы своей семьи, для пользы общественной и отечественной».
Работа была сложной. Савва, несмотря ни на что, с ней справлялся, но после длительной поездки в Баку, а затем и в Персию ему пришлось поправлять здоровье. Но не на Родине, а… в Милане. И там, вдали от отцовских глаз, Мамонтов вновь увлекся искусством.
А еще познакомился с будущей женой: Елизавета Сапожникова была дочерью богатого московского шелкоторговца. Она также была творческой натурой, художественный вкус ей привила мама, племянником которой был режиссер Константин Станиславский.
Художник Виктор Васнецов хорошо знал Савву Мамонтова и так вспоминал о нем: «Большие, сильные, я бы даже сказал, волевые глаза, вся натура стройная, складная, энергичная, богатырская, хоть среднего роста, обращение прямое, откровенное».

Смелые решения

Когда отца не стало, Савве Ивановичу пришлось совмещать творчество и бизнес. Он создал собственную труппу в Частной русской опере и… стал членом правления Общества Московско-Ярославской железной дороги. В 28 лет! Потом и его директором. Как владелец контрольного пакета акций, Савва имел право единолично принимать решения по ключевым вопросам развития компании.
В 1875 году Мамонтов победил в конкурсе на строительство Донецкой каменноугольной железной дороги. Вскоре появилось общество акционеров «Донецкая дорога», в котором промышленник играл важнейшую роль. Общая протяженность линий новой магистрали превышала 500 километров. У многих были опасения по поводу ее рентабельности, но дорога окупила вложенные средства.

Савва Мамонтов в салон-вагоне. Конец XIX века

В дальнейшем Мамонтов принял еще одно смелое решение: продлить железную дорогу от Ярославля до Костромы и Кинешмы. Тем самым вызвал сомнения у окружающих, ведь торговый оборот с Русским Севером на тот момент явно не мог окупить расходы на строительство магистрали. Обратить внимание на Север Мамонтову внушил публицист-славянофил Федор Чижов. Он собирался основать в городе Кола Северный банк, наладить ввоз хлеба «на берега Ледовитого океана», а оттуда доставлять в Россию «дешевую рыбную пищу». Впрочем, и сам Савва Иванович считал, что «ледяное пространство» таит неисчислимые сокровища. Нужно было развивать Арктику, вкладывать деньги. А еще тре-бовался авантюризм. И первого, и второго у мецената было в достатке.
В 1894 году Мамонтов подал министру финансов Сергею Витте докладную записку. В ней он рассказывал о богатствах Русского Севера и предлагал провести железную дорогу от Вологды до Архангельска. Следует отметить, что у этого проекта был и военный подтекст: нужно было найти место для нового северного незамерзающего военного порта. В итоге им станет Мурманск. Чтобы детально изучить местность, Витте и Мамонтов вместе поплыли по рекам Сухона и Северная Двина до Архангельска, затем на океанском пароходе отправились на Соловки и в Екатерининскую гавань на Мурмане, далее прошли вдоль берега Норвегии, прибыли в Финляндию, а оттуда поездом вернулись в Санкт-Петербург.
…В то время в Нижнем Новгороде готовилась промышленная выставка. Сергей Витте предложил Мамонтову стать руководителем раздела «Крайний Север». Для Саввы Ивановича это был шанс. Художники Константин Коровин и Валентин Серов вместе с Мамонтовым путешествовали по Русскому Северу, заезжая в самые малодоступные места. Коровин вернулся из путешествия со множеством эскизов, написал пейзажные панно. Большинство этюдов, созданных в поездке, хранятся в Третьяковской галерее.

Валентин Серов. «Девочка с персиками», 1887 год

На Всероссийской Нижегородской выставке 1896 года Мамонтов устроил настоящее шоу. Гостей приветствовал Федор Шаляпин. Императорская чета посетила павильон в сопровождении Мамонтова и Витте и осталась довольна экспозицией.
Наконец, в 1897 году в Архангельск пришла железная дорога, проложенная под руководством Мамонтова и на деньги, которые он привлек. Строить магистраль было трудно и дорого, понадобились инженерные решения, которые поначалу казались рискованными. Но они себя оправдали. Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги процветало: за 1898 год его чистый доход составил огромную сумму – 5,2 млн рублей.
Позже Мамонтов добился государственной концессии на строительство новой Северной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Вологда – Вятка. Подряд на ее строительство был подтвержден правительственным указом. Но вскоре правительство отозвало концессию на этот подряд. Тучи над Мамонтовым начали сгущаться…

Фортуна переменчива

Когда в начале 90-х годов XIX века Савва Иванович решил продлить дорогу до Архангельска, он параллельно взялся за реконструкцию предприятий для формирования транспортно-промышленного комплекса. На модернизацию заводов требовались немалые средства, которых вскоре стало не хватать. Недостающие деньги Мамонтов решил взять из кассы… Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.
В 1899 году предпринимателя арестовали. Многие исследователи считают, что не последнюю роль в этом сыграл министр финансов Сергей Витте, который добивался разорения Мамонтова. Многим чиновникам не по нраву была его эксцентричность, а также поведение, которое не вписывалось в деловые рамки. А кто-то не любил его за удачу и прозорливость.
Родственники и друзья тут же начали сбор денег для внесения залога. Но назначенную первоначально сумму в размере 763 тыс. рублей подняли до 5 миллионов! В то же время предприятия и недвижимость Саввы Ивановича распродали за бесценок.
В июле 1900 года присяжные не признали его уголовным преступником. Во многом это заслуга талантливого адвоката – однокашника по юридическому факультету Федора Плевако.
Но посыпались гражданские иски, нужно было расплачиваться с кредиторами.
В критический момент за Мамонтова вступилась и общественность. Служащие мастерских Ярославской дороги, по словам их начальника, после ареста «плакали» и «сложиться хотели, внести кто сколько может, чтобы только вызволить его».

Станция Плесецкая (сегодня в составе Северной железной дороги)

Возможно, в такой тяжелой ситуации Савва Мамонтов силы черпал в искусстве. Кстати, именно он открыл широкой публике Федора Шаляпина. А купленная им усадьба Абрамцево (бывшее имение Аксаковых) стала пристанищем известных художников: там бывали Илья Репин, Василий Поленов, Василий Суриков, Михаил Врубель… Савва Иванович выпускал альбомы с их работами, финансировал издание журнала «Мир искусства». Он сам умел и петь, и лепить, и рисовать, и ставить спектакли. Интересный факт: в Абрамцево провел отрочество художник Валентин Серов. Там же в 1887 году он написал хрестоматийную картину «Девочка с персиками». Это был портрет Веры – дочери Саввы Ивановича.

Правоту доказало время

…После суда меценат по-прежнему думал о развитии железных дорог в России, вносил предложения по их строительству (к примеру, обосновал необходимость введения железнодорожного маршрута Сибирь – Средняя Азия). Но его идеи так и не были реализованы. Выплатив все долги, Савва Иванович поселился у младшей дочери Александры. Его не стало в 1918 году.
Правоту мецената относительно строительства железных дорог доказало время. Оба проекта Мамонтова (развитие железнодорожной сети на Донбассе и продление линии до Архангельска) сыграли важную роль в Первую мировую войну. Значение донецкого угля для страны переоценить сложно. А сегодня линия Урочь – Вологда – Архангельск (в свое время самая протяженная узкоколейка в империи – 837 км) – один из самых грузонапряженных участков европейской части железных дорог России. По инициативе Саввы Ивановича началась реконструкция Ярославского вокзала в Москве – и поныне одного из красивейших в стране.
Значит, не зря этот человек, так ценивший искусство, много времени уделял железным дорогам. Своими проектами он заслужил уважение потомков и проложил себе дорогу в бессмертие.

Подготовил
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика