Май
Вт
13
2025

Безопасность начинается с себя

Тематика Всемирного дня охраны труда ежегодно меняется. В 2025-м он будет посвящен результатам воздействия цифровизации и искусственного интеллекта на безопасные и здоровые условия труда работников.

Всемирный день охраны труда отмечают 175 стран, включая Беларусь. Большое внимание сохранению профессионального долголетия работников уделяется и на Белорусской железной дороге. Подробнее об этом – в интервью с начальником службы охраны труда и промышленной безопасности Денисом Белогуровым.

– Денис Анатольевич, как в целом Вы охарактеризуете состояние охраны труда на БЖД?

– Вопросы охраны труда, сохранения жизни и здоровья железнодорожников были и остаются одним из важнейших направлений деятельности Белорусской магистрали. В организациях дороги проводится постоянная и планомерная работа по созданию здоровых и безопасных условий труда, осуществляется комплекс правовых, организационных, технических, профилактических и других мероприятий. Сегодня на БЖД имеются определенные проблемные аспекты, однако в целом должен отметить, что в большинстве случаев руководители и специалисты всех уровней обеспечивают работу по охране труда должным образом.

– Как ситуация с охраной труда на магистрали изменилась со времени создания профильной службы, которую Вы сегодня возглавляете?

– Согласно статистике, за последние 10 лет, несмотря на некоторые колебания, количество несчастных случаев на производстве на Белорусской железной дороге имеет тенденцию к постоянному снижению. При этом ощутимо сокращается число фактов с тяжелым исходом.

– По каким направлениям удалось получить наиболее весомые достижения и за счет чего?

– Ежегодно на дороге реализуются мероприятия, направленные на улучшение условий и охраны труда, вывод работников из вредных и (или) опасных условий. Только за последние 5 лет мы улучшили условия труда на 1463 рабочих местах. Деятельность в этом направлении продолжается: в 2025-м планируется сокращение числа рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями еще на 8%.

– Как повлияла на ситуацию на дороге в целом практика проведения Дней охраны труда?

– Она зарекомендовала себя положительно. Руководители и специалисты нашей службы и других профильных служб проводят мониторинги соблюдения персоналом на местах требований охраны труда, выполнения технологических процессов производства работ, принимают участие в организации занятий по технической учебе. Это всегда живое общение и обратная связь в коллективах, что помогает снять много проблемных вопросов.

– Как на магистрали реализуется Концепция нулевого травматизма?

– В настоящее время на дороге внедрена и эффективно функционирует Система управления охраной труда, которая устанавливает единые подходы к организации работы, идентификации опасностей, оценке рисков и планированию мероприятий по управлению неприемлемыми рисками, а также определяет функции и обязанности руководителей структурных подразделений, должностных лиц и работников.
На Белорусской железной дороге СУОТ разработана с акцентом на Концепцию нулевого травматизма, что позволяет своевременно и систематически выявлять опасности и риски, принимать профилактические меры, направленные на предупреждение несчастных случаев, а также уделять большое внимание различным направлениям работы с персоналом.

– Что становится причиной несчастных случаев с работниками на БЖД (личная неосторожность, внешние факторы), и как эти факторы исключить?

– Достаточно часто несчастные случаи происходят с железнодорожниками, имеющими большой профессиональный стаж. Этот факт указывает на то, что у данной категории работников со временем возникает ложная самоуверенность, формируется идея об избыточности отдельных требований как технологических процессов, так и норм безопасности. Все перечисленное увеличивает среди опытных работников стремление к неоправданному риску и в результате приводит к несчастному случаю. Данные факторы можно исключить, организуя качественное обучение и инструктирование персонала по вопросам охраны труда и контроль за выполнением работ со стороны непосредственных руководителей.

– Какие, на Ваш взгляд, имеются резервы для совершенствования работы по охране труда?

– В первую очередь – это профилактическая работа при организации различных тематических мероприятий, Недель нулевого травматизма, Дней охраны труда, информирование железнодорожников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, о существующих рисках для здоровья, а также повышение квалификации персонала, проведение обучающих семинаров, конкурсов по охране труда.

– Возглавляемая Вами служба тесно взаимодействует с коллегами других железных дорог, в частности, с ОАО «РЖД». Планируется ли применять их наработки в сфере охраны труда на полигоне БЖД?

– Да, мы взаимодействуем с российскими железнодорожниками и изучаем их разработки по вопросам охраны труда. На «РЖД» большое внимание уделяется качественному обучению персонала, в том числе с использованием современных цифровых ресурсов (VR-технологий, приемов геймификации, онлайн-курсов). В этом направлении планируем рассмотреть варианты организации обучения работников БЖД безопасным приемам работы с использованием VR-тренажеров. Идей много. Их реализация будет зависеть от многих факторов, в том числе и от устойчивости финансово-экономической модели БЖД.
В завершение хотел бы еще раз подчеркнуть, что на дороге проводится системная работа по выполнению требований законодательства в области охраны труда. Однако все усилия будут напрасными, если работники будут игнорировать элементарные правила личной безопасности, требования трудовой и технологической дисциплины, а их непосредственные руководители – не в полной мере обеспечивать исполнение своих должностных обязанностей. Безопасность начинается с себя.

Беседовала
Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика