Май
Вт
13
2025

Машинист поезда Победы

История подвига машиниста Андрея Лесникова, который привел первый советский поезд в осажденный войсками Красной армии Берлин 25 апреля 1945 года.

Уже стало доброй традицией, когда накануне 9 Мая в редакцию «Железнодорожника Белоруссии» приходит наш внештатный автор, военный журналист, ветеран Вооруженных Сил СССР Александр Ольховой. В минувшем году накануне Дня Победы в отраслевом издании был опубликован его материал «По шпалам – до Берлина!», посвященный мужеству и доблести воинов-железнодорожников, которые прокладывали рельсы во время штурма немецкой столицы. Именно по тому пути в фашистское логово пришел первый советский поезд с необходимым для решающей битвы оружием. А за правым крылом локомотива в голове того самого состава стоял машинист Андрей Лесников. Александру Ольховому удалось встретиться с героями тех событий, записать их воспоминания, в том числе познакомился он и с Андреем Егоровичем.– Я нашел его в поселке железнодорожной станции Глубокая Ростовской области. Семья жила очень просто, в обычном деревянном доме, так и не скажешь на первый взгляд, что здесь живет фронтовая знаменитость…
Накануне 80-летия Великой Победы журналисты «Железнодорожника Белоруссии» разыскали правнука Андрея Лесникова. Павел Гнилорыбов – российский журналист, писатель, экскурсовод, автор книг об истории Москвы и России, окончил исторический факультет МГУ. Мы попросили Павла поделиться своими воспоминаниями о его знаменитом прадеде. И Павел сразу откликнулся на эту просьбу. Так что у наших читателей есть уникальная возможность узнать, каким был в обычной жизни человек, чье имя и подвиги навсегда остались в истории Великой Отечественной войны.
– Я из старой железнодорожной династии, – рассказывает Павел, – Практически все родственники и по основной линии, и по боковым работали машинистами или помощниками. Наша станция Глубокая возникла в 1870-е годы, и стальная магистраль стала основным предприятием. К железнодорожникам здесь относились с уважением, они считались местной элитой, а День железнодорожника всегда был главным праздником в поселке. Другой мой прадед, Владимир Егорович, родной брат Андрея, прожил больше ста лет, он 1909 года рождения. Во время Великой Отечественной войны работал в тылу на перевозках, имел «бронь», а вот Андрея отправили на фронт.
Мне было 14 лет, когда Андрея Егоровича не стало. Тем не менее кое-что из его воспоминаний сохранилось в памяти. Очень ярко и образно он рассказывал про 1942 – 1943 годы, когда водил эшелоны с ранеными в районе Орджоникидзе (теперь город называется Владикавказ), а во время Сталинградской битвы где-то в районе Новочеркасска бомба попала в тендер паровоза (Подробности истории чуть дальше. – Прим. автора). Но он говорил об этом без страха, как-то по-бытовому… И постоянно вспоминал помощника машиниста Павла Клевацкого, который был с ним в ту легендарную поездку.
– Как Андрей Егорович отмечал 9 Мая?
– В День Победы любил посидеть за столом, вспоминал однополчан, фронтовые сто грамм, разумеется, и пел песни – очень нравилась «Казаки, казаки, едут-едут по Берлину наши казаки».
– Каким человеком он был по характеру?
– Сложным. По натуре прадед – сноровистый, упрямый, всегда добивался своего. Если поставит цель, то горы перевернет. Со всеми общался на равных, без нравоучений и назидательного тона. А еще он никогда не жаловался на жизнь. Хотя жил не просто скромно, а очень скромно: в стареньком доме на окраине поселка, сам занимался хозяйством, ремонтом. Когда ему выделили квартиру со всеми удобствами (посодействовали местная администрация и Министерство путей сообщения), на доме появилась табличка, что здесь живет ветеран. Он с удовольствием выступал перед школьниками, вспоминая свои фронтовые пути-дороги.

Глава местной администрации постоянно повторял: «Есть космический Гагарин – первый человек, а есть железнодорожный Гагарин – это ты, хоть и фамилия у тебя – Лесников».

Когда мне было 8 лет, я написал про прадеда стихотворение:

У меня знаменитый прадед.
Я, конечно, им очень горжусь.
Он в Берлин первый поезд доставил,
За его ордена я держусь.
И себя представляю в кабине,
Машинистом я вижу себя.
Рвутся бомбы, повсюду сраженья,
Одиноко стоишь у руля.
Стук колес, огонь в топке пылает,
Паровоз, словно птица, летит.
В этот миг меня прадед толкает
И тихонечко вдруг говорит:
«Мы за Родину воевали.
Было трудно. Ее отстояли.
Вот и ты старайся учиться
На отлично – тебе пригодится».
Я учусь на пятерки в школе,
Ведь я прадеду обещал:
Буду биться за знанья упорно,
Точно так же, как он воевал.

– Почему так важно чтить подвиг победителей и память о той войне?
– Просто необходимо. Страна, которая потеряла 27 млн собственных граждан и остановила коричневую чуму, обязана помнить об этом всегда. Для братской Беларуси это особенно актуально – здесь погиб каждый третий. Мне нравится изучение Великой Отечественной в любом аспекте – от истории партизанского движения до экономики городов, которые ковали Победу в тылу. Только подрастающему поколению рассказывать об этом надо живо, с примерами, чтобы школьники понимали, каково это было – выстоять тогда. Я стараюсь перед каждым 9 Мая ездить по всяким интересным точкам, связанным с историей войны. Недавно приехал из Волгограда. Мамаев курган, улицы, названные в честь героев, обелиски… Город цветет, украшен накануне совместного визита президентов России и Беларуси Владимира Путина и Александра Лукашенко. Очень здорово, что наши страны связаны не только культурно и экономически, но еще у нас есть и общая память – память о Победе. От всей души поздравляю с наступающим праздником!


Первый советский паровоз, прибывший в Берлин. Андрей Лесников – слева на буферном брусе локомотива

Андрей Егорович Лесников родился 20 мая 1912 года в поселке станции Глубокая. Трудиться на железной дороге начал еще до войны: был кондуктором, потом стал кочегаром паровоза в местном депо. В конце 1933-го его призвали в Красную армию – в железнодорожные войска. Сначала служил в Беларуси, затем на Дальнем Востоке. По окончании службы вернулся на Родину, работал помощником машиниста, затем окончил трехмесячные курсы машинистов и начал самостоятельно водить поезда.
В Красную армию машиниста Лесникова мобилизовали в конце июля 1941 года. Он оказался в 14-й эксплуатационной роте 29-й железнодорожной бригады. Под бомбежками возил фронтовые грузы.
Когда под Новочеркасском бомба попала прямо в тендер его паровоза, насквозь прошитый пулеметными очередями с вражеского самолета, бригада Андрея Егоровича чудом осталась невредимой. Своих догоняли пешком. Как вспоминал впоследствии он сам: «На станции Новочеркасск творилось что-то невообразимое: пути были забиты составами, вывести их некому – паровозные бригады в укрытии…». Кто-то подсказал коменданту, что Лесников – машинист, и тот ухватился за него, как утопающий за соломинку: «Помогите освободить главный путь для бронепоезда!». И он мастерски провел маневры, бронепоезд вышел на удобную позицию и уничтожил прорвавшиеся в Новочеркасск фашистские танки вместе с парашютным десантом.
Далее был приказ выехать в Орджоникидзе и вывести эшелон с ранеными в Грозный. Проскочив на большой скорости станцию Беслан, которую немцы обстреливали прямой наводкой, Андрей Лесников увидел два состава вместо одного. И тогда он принял решение сцепить их в один: «Ни одного вагона не оставлю – все заберу». Ему удалось невозможное – на малой скорости, в семи километрах от места боя, когда враг был очень близок, вывезти людей из-под огня… Так, во многом благодаря ему кто-то остался в живых и дошел потом до Берлина.
В 1943 году, когда наши войска наступали, под Пятихатками в Украине нужно было переправить на другой берег озера три цистерны с горючим. Все местные машинисты отказались: рельсы были уложены на баркасы, все это инженерное сооружение плавно покачивалось на воде. И только Лесников выполнил это задание.
…20 апреля 1945 года Красная армия начала штурм немецкой столицы.

А 25 апреля в 18.00 Андрей Лесников первым привел в Берлин на станцию Лихтенберг (восточная окраина города) поезд, состоявший из трех платформ и паровоза ТЭ 52-1168.

К передовым позициям наступления советских войск он доставил вооружение, бое-припасы, продовольствие, медикаменты и военнослужащих. Встать за правое крыло доверили именно ему, как лучшему машинисту взвода. Паровоз красиво покрасили, покрыли лаком, белой краской сделали надписи: «За Родину!», «Вперед!». «Надо было показать немцам, что русские приехали», – говорил потом Андрей Егорович.
«Впереди для обкатки шли три четырехосные платформы. На первой стоял командир бригады генерал-майор Владимир Рогатко, на остальных – солдаты. А потом наш паровоз польского производства чистенький, надраенный до блеска, – вспоминал ветеран тот день. – Проехали Кюстрин, мост через Одер, и вот он – Берлин-Лихтенберг. До сих пор в глазах опрокинутые вагоны и большие часы на столбе с застывшими стрелками».
За проявленные мужество и героизм в годы войны Андрей Лесников награжден орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» и другими.
После демобилизации Андрей Егорович вернулся на Родину, на железную дорогу. Водил сначала грузовые, а позже и пассажирские поезда, был удостоен знака «Почетный железнодорожник». Его имя увековечено в экспозиции музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве, в честь него назван электровоз. Героя не стало в апреле 2005 года, но память о машинисте Победы, как называют его сейчас благодарные потомки, жива. И будет жить!

Подготовила Татьяна КАЧАН

Яндекс.Метрика