Июль
Пн
07
2025

Профилактика как способ предупредить и уберечь

В Управлении Белорусской железной дороги состоялась встреча работников магистрали со старшим прокурором по особым поручениям управления по надзору за исполнением законодательства на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Артемом Маймусовым (на фото).

Это мероприятие стало частью масштабной профилактической работы, направленной на предупреждение коррупционных проявлений на железнодорожном транспорте, а также на разъяснение ответственности за такие противоправные действия. В ходе беседы присутствующие обсудили тему предотвращения коррупции, выявления и пресечения преступных схем, а также меры по формированию у работников устойчивого антикоррупционного поведения.
Артем Маймусов подробно рассказал о современных формах и схемах коррупции, которые могут возникать в сфере железнодорожных перевозок и связанных с ними структур. Он отметил, что такие преступления зачастую отличаются особым цинизмом и наносят вред не только отдельным предприятиям или должностным лицам, но и подрывают репутацию железной дороги в целом. В качестве примера старший прокурор привел случаи, когда сотрудники получали взятки за оформление фиктивных документов или за ускорение прохождения грузов через таможню без соответствующих процедур. Также выявлены факты, когда должностные лица злоупотребляли служебным положением для получения личной выгоды при заключении контрактов на ремонт путей или закупку оборудования.
Существуют несколько схем взаимодействия злоумышленников с должностными лицами, которые в дальнейшем приводят к преступлению. Одной из распространенных является так называемый подкуп через посредников: заинтересованный человек узнает о слабых местах или уязвимых сотрудниках – например, о тех, кто отвечает за оформление документов или контроль за грузами. Затем он предлагает им денежное вознаграждение или другие блага в обмен на «устранение препятствий» или «ускорение процедур».
В таких случаях для установления доверия часто используют родственные связи или дружеские отношения. Еще одна схема – это использование фиктивных подрядов и контрактов, когда злоумышленники могут создавать подставные фирмы для получения заказов на ремонт или поставку оборудования по завышенным ценам. После заключения договоров деньги переводятся на счета посредников или подставных лиц, а часть средств оседает у организаторов преступной цепочки. Также существует практика получения взяток за предоставление информации о грузах или маршрутах движения поездов. В этом примере сотрудник таможни или транспортного отдела делится конфиденциальными данными с заинтересованными лицами за денежное вознаграждение или другие блага.
Артем Маймусов привел конкретный случай на БЖД, связанный с получением в качестве благодарности сертификата на покупку в магазине техники. Сумма не крупная и ниже средней зарплаты работника. Тем не менее участник уголовного дела не смог объяснить свое поведение: почему он согласился принять такую взятку? Это свидетельствует, что даже мизерные вознаграждения могут стать началом коррупционной цепочки.
Спикер подчеркнул, что зачастую незаконные «дары» получают даже те сотрудники, кто не имеет доступа к важным бумагам компании: счет идет на десятки рублей – продукты питания, одежда или что-то другое. В таких случаях выгода кажется незначительной для нарушителя, однако последствия могут быть очень серьезными – от дисциплинарных взысканий до уголовного преследования.
Существуют также случаи подкупа через услуги: например, предоставление бесплатных билетов на поезд родственникам сотрудников для ускорения прохождения контроля или получения льготных условий перевозки грузов. Такие действия создают иллюзию безобидности и зачастую остаются незамеченными.
В завершение выступления Артем Маймусов подчеркнул: ни одно коррупционное преступление не остается без внимания правоохранительных органов. Все случаи нарушения закона тщательно расследуются и пресекаются. Он призвал всех работников железнодорожного транспорта быть бдительными и своевременно сообщать о любых подозрительных предложениях своему непосредственному начальнику или через специальные каналы связи.
– Принять профилактические меры и предупредить подобные правонарушения крайне важно. Ведь из-за небольшой группы злоумышленников может пострадать репутация всего коллектива железной дороги и государства. Чем раньше мы заметим признаки коррупционной деятельности и сможем их пресечь, тем меньше будет ущерб для нашей организации и страны в целом, – подытожил беседу представитель Генпрокуратуры.

Яндекс.Метрика