Июль
Пн
07
2025

Место силы, место памяти

Этот объект – одно из крупнейших фортификационных сооружений в Беларуси – во всех смыслах уникален. Строительство оборонительной линии СССР от Карельского перешейка до Черного моря началось в 1928 году, общая ее протяженность составляла 1850 километров. Наибольшее количество сооружений находилось на западном направлении, в том числе в Минском укрепрайоне. Их главной задачей было задержать наступление противника и обеспечить проведение мобилизации основных сил.

На открытии экспозиции в 2018 году присутствовал участник войны, почетный железнодорожник Семен Береснев

Прошли десятилетия после войны, прежде чем объект обрел вторую жизнь. Обновленная «Линия Сталина» открылась для посетителей в июне 2005 года. Создать подобный историко-культурный комплекс предложил благотворительный фонд помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана». Инициативу поддержал Президент Беларуси Александр Лукашенко.
«Линия Сталина» расположилась на территории отдельного ротного района, где находились 18 дотов. В 4,5 км от этих позиций до 1939 года проходила государственная граница. Территория комплекса – около 30 гектаров. Его основу составляют сохранившиеся с 1930-х долговременные огневые точки (ДОТы) Минского укрепрайона. Широко представлена военная техника времен Великой Отечественной и послевоенных лет – авиация, бронетехника, артиллерия.
В 2016-м началось сотрудничество этого комплекса и Белорусской железной дороги. Стальная магистраль безвозмездно передала гусеничный танковый тягач БТТ благотворительному фонду «Память Афгана». Эту технику 1944 года выпуска когда-то эксплуатировали в восстановительном поезде на станции Брест. Ни один музей на территории стран бывшего СССР не обладает танком КВ-1, который восстановили на базе полученной техники. Годом ранее в одном из болот в Сенненском районе поисковая группа обнаружила башню танка КВ-1 с орудием Л-11. «У нас родилась идея восстановить этот танк в память о легендарном танкисте Зиновии Колобанове, который похоронен в Минске», – рассказывал директор комплекса Александр Метла.
Во время войны корпус танка был уничтожен боекомплектом. Предстояло найти подходящую базу. На помощь пришла Белорусская железная дорога. Оказалось, на магистрали сохранилось несколько экземпляров базы этой уникальной бронемашины. Восстановленный танк вскоре занял достойное место в экспозиции. И это стало началом большой совместной работы.
В 2017 году на «Линии Сталина» началась укладка рельсового полотна для паровоза серии ЭМ, прибывшего с базы запаса локомотивного депо Кричев. Работы велись при поддержке железнодорожников. Перед доставкой паровоза нужно было уложить часть пути. Подготовка была серьезной, в том числе профилирование местности, выравнивание земляного полотна. Из-за большого веса (примерно 120 т) локомотив перевозили по частям: двухосную платформу, кабину паровоза с топкой и котлом, экипажную часть, тендер, дрезину, стрелу дрезины и четырехосную платформу.
В 2018 году, накануне Дня железнодорожника, в комплексе прошли значимые мероприятия. Участие в них принял начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов, главы министерств и ведомств нашей страны, работники, ветераны войны и труда, воспитанники Детской железной дороги имени К. С. Заслонова. В тот день организаторы представили реконструкцию боевых действий 1941 года, когда при поддержке бронепоезда было отражено нападение вражеских сил на железнодорожную станцию Советская. Затем прошла торжественная церемония открытия мемориальной доски в честь трудового и ратного подвига всех поколений воинов и тружеников железнодорожного транспорта Беларуси. Ее установили на тендере паровоза серии Эм. Локомотив, выпущенный в 1933-м, прошел сквозь пламя войны, эксплуатировался и в мирное время.

Реконструкция боевых действий 1941 года

Железнодорожная экспозиция представляет собой участок магистрали с путями, на которых стоит бронепоезд. Также здесь можно увидеть мост через водоем, регулируемый переезд, здание станции довоенного образца, перрон, гидроколонку для заправки паровозов, пилораму, другие объекты. Бронепоезд состоит из паровоза, двух броневагонов и боевой платформы с зенитной пушкой. Эта экспозиция – памятник поколению ветеранов, прошедших героический путь, в том числе железнодорожникам, которые в годы войны несли трудовую и боевую вахту. Присутствовал на церемонии и участник Великой Отечественной, почетный железнодорожник Семен Береснев (в этом году ему исполнилось 105 лет!).
…Работники и ветераны Белорусской магистрали с большим интересом посещают это уникальное место, которое позволяет вспомнить славное прошлое нашей страны. А еще по доброй традиции ежегодно железнодорожники помогают наводить порядок и благоустраивать территорию в ходе субботников.
«Линия Сталина» – не просто точка на карте. Это место силы, место притяжения и место памяти. Побывать там должен каждый житель Беларуси!

Дмитрий
ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика