Сентябрь
Вт
16
2025

Лесной госпиталь

Медицинские работники в годы Великой Отечественной войны оказывали помощь партизанам и жителям оккупированных территорий. Первые медпункты и санитарные части в партизанских отрядах и бригадах появились в марте 1942 года. А в начале 1943-го приказом Белорусского штаба партизанского движения предлагалось создать в крупных подразделениях народных мстителей медслужбы во главе с врачом с правами и обязанностями начальника. В лесных госпиталях лечили больных и раненых, нередко хирургические операции проводили прямо на поляне под открытым небом.

Фрагмент экспозиции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны

Такое уникальное медицинское учреждение военного времени было организовано в районе озера Палик среди труднопроходимых болот в Борисовском районе Минской области. Здесь базировалась партизанская бригада «Дяди Коли» под командованием капитана Петра Лопатина. С 1935-го по 1941 год он работал в Минске проводником пассажирского вагона. В первые месяцы Великой Отечественной служил в стрелковой охране станции Москва-Окружная, а уже в августе с группой бойцов был направлен в Беларусь в тыл врага. В марте 1942-го Лопатин стал командиром партизанской диверсионно-разведывательной группы «Бывалые». На ее базе сформировался отряд, который к августу вырос в партизанскую бригаду «Дяди Коли» (позывной Лопатина). Народные мстители проводили диверсии на участках железных дорог Минск – Орша и Минск – Молодечно, на автодороге Минск – Борисов. К концу 1943-го это формирование включало в себя 9 отрядов общей численностью свыше 2 тыс. человек. Поэтому вопрос о создании медицинского учреждения командир Лопатин взял под личный контроль.
За короткий срок в глубине дремучих лесных зарослей партизаны соорудили госпиталь из нескольких специально построенных землянок, в одной из которых организовали операционную и перевязочную. Здесь даже оборудовали амбулаторию (приемный покой) для врачебного осмотра больных и раненых. Медработники старались строго соблюдать санитарно-гигиенические и другие нормы. Например, часть крыши над землянкой-операционной была застеклена, чтобы увеличить приток дневного света.

Созданием госпиталя руководила опытный врач Ольга Бакун. В 1936 году она с отличием окончила Минский медицинский институт. Девушку направили работать в Зембинскую сельскую больницу Борисовского района заведующей родильного отделения. А в мае 1941-го назначили главврачом мед-учреждения.

Когда началась Великая Отечественная, Ольга не только лечила больных и помогала роженицам, но и быстро набила руку в оказании срочной хирургической помощи.
В октябре 1941 года Ольга Тихоновна возглавила подпольную группу «Пятерка больницы», которая была создана в Зембине. Подпольщики установили связь с партизанскими отрядами и через связных отправляли в лес сумки с провизией, медикаменты, перевязочный материал, боеприпасы. В августе 1943-го командир Петр Лопатин попросил Ольгу перебраться в бригаду «Дяди Коли»: в Зембине стало очень опасно. Но только 3 сентября она с маленьким сыном смогла уйти в лес. Здесь работала вместе с коллегами-подпольщиками – врачами Василием Галанкиным, Петром Вустиным, фельдшером Марией Клишиной, а также медсестрами Надеждой Григорович-Чубарь, Еленой Козловской и Зинаидой Корзун. Бригадный госпиталь был заполнен ранеными и больными до отказа. Медики работали круглосуточно, порой забывая о сне и отдыхе. За время существования госпиталя медицинскую помощь получили свыше 500 человек. Операции проводили в землянке, она освещалась горящим фитилем, погруженным в топленое сало. Для заживления ран применяли народные средства: печеный лук и сырой тертый картофель, готовили мазь из тола и свиного жира. Также использовали смолу, которую растворяли в спирту и получали накожный клей.

Командир Минского партизанского соединения Герой Советского Союза Роман Мачульский в книге «Вечный огонь» вспоминал: «Партизанские отряды выделяли для госпиталя все лучшее, что было у них из продовольственных запасов: черный хлеб грубого помола, картофель, квашеную капусту, перловую крупу, иногда мясо. Ассортимент продуктов питания был ограничен. Вот бы дать раненым сливочное масло, белый хлеб, макароны, побольше пшенной каши!». Побывавший в госпитале комиссар бригады «Смерть фашизму» Иван Дедюля предложил командиру Василию Тарунову достать продовольствие у немцев на складе в Смолевичах. Вскоре была сформирована группа под руководством разведчика Евгения Чуянова, владевшего немецким языком. Партизаны по поддельным документам получили с вражеского продуктового склада ящики с консервами, бочонки со сливочным маслом, сахаром, печеньем, шоколадом, сухарями, солью, шпиком. Добытые продукты были немедленно доставлены в лесной госпиталь».
С января 1944 года с обеспечением госпиталя стало совсем трудно. Кроме того, гитлеровцы активизировали карательные мероприятия, направленные на уничтожение партизан Борисовско-Бегомльской зоны. Для проведения операций они привлекли несколько дивизий из резерва группы армий «Центр». Когда в середине апреля кольцо блокады катастрофически сжалось, комбриг Петр Лопатин отдал приказ об эвакуации госпиталя с более чем двумя сотнями раненых. В помощь медикам выделили взвод партизан и три десятка лодок, которые дали жители местных деревень. С поставленной задачей медики под руководством Ольги Бакун справились. Поспособствовала этому и погода: над озером Палик в тот день стоял густой туман.
В июне вновь возникла опасность разгрома партизанской бригады «Дяди Коли». Ольга Бакун получила второй приказ об эвакуации. Передвигались они по болотам под рев немецких самолетов, которые то и дело сбрасывали бомбы. Медики гибли, но спасали раненых. Пациентов разместили на отдельных островах на болотах. Продуктов и медикаментов не хватало. 28 июня блокада была снята. В тот день в деревне Буденичи прошел траурный митинг, на котором партизаны дали клятву чтить память погибших соратников и ежегодно встречаться у их могил. Ольга Тихоновна с ужасом вспоминала тяжелые блокадные дни – 11 – 27 июня 1944 года, когда само озеро Палик стало страшным символом жестокости карателей. Перед глазами вставали жуткие картины расправы над семейными лагерями, ранеными и медиками, крестьянами, спасавшимися в лесах и на болотах…
В одном из залов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны размещена инсталляция «Партизанский госпиталь», в которой представлены свыше ста предметов. Они рассказывают об организации медицинского обслуживания белорусских партизан. Центральное место занимает операционный стол, на котором разложены хирургические инструменты командира 22-го медико-санитарного батальона 22-й танковой дивизии южного военного городка окраины Бреста, начальника санитарной службы Пинского партизанского соединения Николая Вороновича. В период войны он оказал помощь более 500 раненым партизанам, провел более 100 операций, подготовил около 100 санинструкторов. Почти за каждым медицинским предметом, который представлен в экспозиции, стоит личность партизанского врача. Например, белый медицинский халат (висит на трофейной вешалке). Он был пошит из парашютной ткани для Тадеуша Подседловского – начальника санитарной службы партизанской бригады имени К. Е. Ворошилова Минской области. В условиях партизанского быта медицинская униформа была предметом дефицита, поэтому пришлось задействовать столь необычный материал.
Всего в партизанском движении Беларуси принимали участие 570 врачей и более 2 тыс. специалистов среднего медицинского персонала. Благодаря усилиям партизанских медиков удалось вернуть в строй до 78,4% раненых партизан. И, возможно, в числе посетителей музея истории Великой Отечественной войны бывают внуки и правнуки тех людей, чьи жизни так самоотверженно спасали медики.

Николай ШЕВЧЕНКО,
член Белорусского союза журналистов

Яндекс.Метрика