Лицо войны без ретуши
Высочайший патриотизм, профессионализм и отвага – этими качествами в годы Великой Отечественной обладали не только воины Красной армии, партизаны и подпольщики. Рядом с ними находились военные корреспонденты, которые скрупулезно фиксировали – на пленке и в блокнотах – события войны. Они тоже проявляли героизм. Рискуя жизнью, выполняли редакционные задания. А порой и сами спасали жизни других, оставаясь «за кадром». Мы хотим рассказать о коллегах-журналистах. Их судьбы удивительны, а уникальное наследие (статьи и фотографии) восхищает до сих пор. Сегодняшнюю публикацию посвятим Наталье Боде (на фото).
…Вглядываюсь в фото Натальи Федоровны. Точеная фигура, умный и добрый взгляд – редкая красота! В те годы она вполне могла бы составить конкуренцию Любови Орловой или Лидии Смирновой, блистать на экране или на сцене. Но ее судьба сложилась иначе, она стала звездой в своей профессии.
Женщина на войне, да еще в качестве фотокорреспондента, – случай редкий. Наверное, сама судьба хранила Наталью Федоровну, которая прошла всю войну, запечатлела освобождение Гомеля, Речицы, Мозыря, Минска, Бреста, других городов СССР и Европы. Сама была не один раз на волосок от смерти…
Журналисты тех лет подробно освещали все, что происходило на фронтах. Но им необязательно было находиться на передовой – иногда достаточно было пообщаться с участниками событий, ознакомиться с наградными листами… Другое дело – фотограф. Как вспоминал Константин Симонов: «Войну издали не снимешь, войну можно снимать только вблизи». Это, помимо всего прочего, диктовали и технические возможности аппаратуры – хорошие, по-настоящему качественные снимки получались только тогда, когда были сделаны не более чем с 30 метров. В условиях войны это всегда было опасно.
Счастье оказалось недолгим
Наталья Боде родилась в 1914 году в Киеве. С 20 лет работала в различных изданиях. В 1938-м перешла в фотохронику ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза). Перед войной симпатичная девушка вышла замуж, причем супруг также был фотожурналистом. У Натальи Боде и Бориса Казюка родился сын.
Их семейное счастье было недолгим. В начале Великой Отечественной Борис ушел добровольцем на фронт. Очень скоро пришло известие о его гибели. Что делать? Наталья, обладая сильным характером, решила оставить малыша родителям и уйти на фронт фотокорреспондентом – «чтобы отомстить за мужа». Ее мама и папа покинули Киев за несколько часов до оккупации. С собой прихватили флакон любимых духов дочери, который бережно хранили до следующей встречи с ней, по сути, до конца войны.
Наталья, которой на тот момент было 26 лет, отыскала редактора газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия» – полкового комиссара Ивана Мышанского. Просьбе отправить ее на фронт фотокорреспондентом он немало удивился, начал отговаривать. В печатных армейских изданиях не было фактов, чтобы женщина трудилась в таком качестве. Но Боде настояла на своем. Ее оружием стал фотоаппарат «Лейка».
Дважды попадала в окружение
Начало войны для СССР складывалось крайне неудачно, враг наступал. В первый год Великой Отечественной Наталья дважды(!) попадала в окружение. В августе 1941-го – вместе с частями Юго-Западного фронта, когда в плену оказались более 500 тыс. человек. Каким-то чудом отважному фотокорреспонденту удалось вырваться из огненного кольца. Второй раз – в мае 1942 года, когда попала в окружение под Харьковом.
Но судьба опять улыбнулась: ее спас летчик, который проводил разведку в этой местности и забрал Боде с собой. Интересно, что в том же месяце, 27 мая, буквально в метре от вагона-фотолаборатории, где Наташа жила и работала, упала немецкая бомба. Снаряд напрочь уничтожил оборудование. По счастливой случайности женщину за 15 минут до этого вызвали в штаб…
Центральный, 1-й Белорусский, Юго-Западный фронт – она словно не боялась смерти, дышавшей в лицо, и смело шла со своей «Лейкой» туда, где была опасность. Работы Боде публиковали не только в «Красной Армии», их с удовольствием принимали центральные издания СССР – газеты «Правда», «Красная Звезда», журнал «Огонек».
Особое место – Сталинград. Здесь Наталья находилась в самом эпицентре событий, вошедших в мировую историю. Героические советские воины, разрушенный, но непокоренный город и кладбища с наспех похороненными фашистами – она показала настоящее лицо войны. Без ретуши.
Орден Красной Звезды
После Сталинграда наступил перелом, но впереди была битва на Курской дуге. В своем наступлении на этом участке фронта вермахт делал ставку на новое «супероружие» – танки «Тигр». Советские противотанковые пушки не могли повредить эти машины. Но в июле 1943 года выяснилось, что «Тигр» уязвим. Его удалось подбить у железнодорожной станции Поныри в Курской области. Немцы бросили горящую машину, которая оказалась на нейтральной полосе. Ее обстреливали с двух сторон. Оккупанты в таких случаях старались немедленно эвакуировать технику с поля боя, чтобы та не попала в руки противника. Но в данном случае сделать это не получилось.
В СССР появились сообщения об уничтожении мощного «Тигра». Но это были слова, требовалось подтверждение. Лучше всего – фотография. Так наступил звездный час Натальи Боде. Снимок поручили сделать ей. Правда, не обошлось без сомнений руководства стрелковой дивизии. Но обаяние фотокорреспондента взяло верх.
Наталья переоделась в танковый комбинезон и потихоньку поползла в сторону «раненого» «Тигра». На ее пути были тела убитых немцев, за которыми Боде иногда пряталась. Тонкую женскую фигуру сложно было заметить, и Наталья достигла нужной точки для снимка хорошего качества. Важно было запечатлеть пробоины в броне «Тигра». Она справилась, до танка оставалось примерно 10 метров. Выполнение опасного задания длилось целый час, при этом обстрел нейтральной территории не прекращался.
Когда вернулась изможденная, в порванном комбинезоне, глаза все же светились от счастья: «Получилось!». И добавила, как ей было противно переползать через немецкие трупы. За этот подвиг (по-другому не скажешь) Наталья Федоровна была удостоена ордена Красной Звезды. Она до конца жизни гордилась именно этой наградой и всегда носила орден, даже когда у него откололся краешек луча.
Фотографии подбитого «Тигра» опубликовали, что помогло развеять миф фашистов о якобы самом лучшем в мире танке.
Журналистский долг
Это лишь один эпизод военной биографии. Наталье Федоровне порой приходилось идти по лесу 40 км и ночевать в самодельном шалаше, но она возвращалась с выполненным заданием – уникальными фотографиями. Бывало, что потрясенная увиденным, неделю не могла ничего есть – эмоции зашкаливали. Но все-таки продолжала работать дальше, исполняя свой журналистский долг.
С теми, кого снимала на фронте, Боде часто переписывалась. «У мамы было правило: брать у бойца, которого фотографировала, домашний адрес, – вспоминала дочь Натальи Федоровны Галина Долматовская. – Она обязательно отправляла по этому адресу снимок для родных. Только вот самого бойца иногда в это время уже не было в живых…».
А еще в объектив ее «Лейки» часто попадало мирное население. Много детей. Они выбегают из своих хат, некоторых за руку ведут мамы, чтобы встретить бойцов-красноармейцев. И все очень надеются увидеть отца, мужа, брата, вернувшегося с фронта. В таких снимках остро чувствуется боль самой Натальи Боде – ее сын, напомним, остался с бабушкой и дедушкой.
Боевой путь Боде прошла с газетой «Красная Армия» до Берлина. Среди ее наград – ордена Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медали «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Войну героиня нашей публикации окончила в звании старшего лейтенанта. После Великой Отечественной трудилась корреспондентом в разных изданиях. В 1945 году вышла ее книга фотографий «Дорогами войны».
Фото из старого чемодана
В 1960-х годах Леонид Первомайский, находившийся под впечатлением от биографии Боде, опубликовал роман о войне «Дикий мед». Прототипом главной героини – корреспондента Варвары Княжич – стала Наталья Федоровна Боде. А в 1966-м режиссер Владимир Чеботарев экранизировал это произведение, главную роль исполнила актриса Алла Ларионова.
…Как и многие из тех, кто прошел войну, Боде не любила говорить о том времени. Воспоминания отзывались болью. Не хотела показывать снимки, отказывалась от проведения персональных выставок. В 1996-м Наталья Федоровна ушла из жизни. Ей было 82 года. И лишь тогда внуки открыли ее чемодан со старыми негативами. Посмотрели – и ахнули. И сделали все, чтобы работы бабушки увидели как можно больше людей. На этих снимках – не просто война, на них сама жизнь.
В следующей публикации мы расскажем о поэте Евгении Долматовском, который также в качестве военного корреспондента находился в действующих частях Красной армии. А еще он стал вторым мужем Натальи Боде.
Подготовил Дмитрий ВЛАДИМИРОВ