Октябрь
Вс
12
2025

Не просто поэтические строки

«Любимый город может спать спокойно…», «А годы летят, наши годы как птицы летят…», «Ты ждешь, Лизавета, от друга привета…» – строки из этих песен знают и любят многие. Их пронесли в своем сердце поколения людей, переживших Великую Отечественную. Автор этих стихов – поэт Евгений Долматовский – также о войне знал не понаслышке. Он прошел огненными дорогами в качестве корреспондента, был серьезно ранен, попал в плен и сумел бежать... И при этом продолжал любить и ценить жизнь, что и отражал в своих бессмертных стихах.

Евгений Аронович родился 110 лет назад, в 1915 году, в семье адвоката, доцента Московского юридического института. Его дедушка Алексей Алексеев был писателем, брат Юрий – известным конструктором автомобилей. Творчество в этой семье было в почете. В ранние годы Долматовский жил в Ростове-на-Дону, в 1924-м вместе с родными переехал в Москву.

Порвал тетрадь со стихами

Поэтический талант он в себе обнаружил рано. В 14 лет стал детским корреспондентом пионерской периодики («Дружные ребята», «Пионер», «Пионерская правда»). Однажды в школе организовали вечер поэзии, пригласили поэтов Алексея Гастева и Владимира Луговского. Тот заметил подростков, которые разговаривали в зале. Обратился к одному из них: «Вам неинтересно или вы можете предложить лучшие стихи?» – «Да, могу», – неожиданно заявил парень. Луговской пригласил юношу на сцену, и тот прочитал свои произведения. «Ну, это не лучше, – заметил Луговской, – но желаю вам успеха».
Успеха Женя действительно добился. Да еще какого! В 1930 году состоялась его первая пуб-ликация. По комсомольскому призыву Долматовский работал на строительстве 1-й очереди московского метрополитена, потом учился в Литературном институте имени А. М. Горького. Опубликовал книгу лирических стихов. А вскоре весь Советский Союз напевал песню на стихи молодого поэта – «Любимый город», прозвучавшую в фильме «Истребители».
Все могло быть иначе, если бы не его упорство и вера в себя. Еще 15-летним подростком Долматовский встретился с признанным гением – Владимиром Маяковским. Поэт рассказывал, что они с приятелем знали только номер дома в Брюсовском переулке, где тот жил: «Маяковский встретил нас на лестнице, посмотрел на нас и, не дав заговорить, прогудел: «Пионеры со стихами! Понятно. Сейчас мы вас заслушаем». Я с робостью протянул свои стихи. Маяковский буквально набросился на меня: «Почему пишешь о том, что тебе неизвестно и совершенно чуждо? Где стихи о партах, о пионерском галстуке? Ведь вы – новые люди, таких еще не было на Земле». Юный поэт после этой встречи порвал свою тетрадь со стихами и пустил клочья по ветру…
В 1938 году вышла его поэма «Феликс Дзержинский», книга «Стихи и поэмы». В 1939-м Долматовский получил орден «Знак почета» (в одном из фильмов, где в титрах было указано его имя, так и написали – «орденоносец»).

Считали, что Женя погиб

Еще до Великой Отечественной Евгений Аронович находился в действующей армии в качестве военного корреспондента. На третий день войны он выехал на Юго-Западный фронт – в Киев. Был включен в состав редакции газеты «Звезда Советов».
В августе 1941 года Долматовский попал в «Уманский котел» (окружение в ходе сражения под Уманью). Он оказался в урочище Зеленая брама и попал в плен. Когда новость об этом дошла до Москвы, многие его товарищи считали, что Женя погиб. Даже провели вечер его памяти. А он выжил, из плена (со второй попытки) удалось сбежать, скрыться на оккупированной территории и перейти линию фронта. Эти моменты отражены в поэме «Пропал без вести» и книге «Было: записки поэта». Последовали проверки и допросы в особом отделе НКВД. В начале 1942 года Долматовский снова на фронте – в звании батальонного комиссара (майора). Участвовал в Сталинградской битве.
Несмотря на ужасы войны, у него сохранялась потребность в творчестве. Его стихи появлялись в «Известиях», «Правде», во многих армейских газетах. Поэт подружился с композитором Марком Фрадкиным.
«Мы вышли из избы, – вспоминал Долматовский, – в которой размещался Военный совет фронта, и тут же узнали, что надо собираться в дорогу. Ночь застала в пути. Эшелон двигался на север. Мы с Фрадкиным оказались в вагоне Политуправления. Там-то и был написан «Офицерский вальс». Эшелон шел медленно, от Сталинграда до Ельца суток семь. И на всех станциях и полустанках Марк Фрадкин исполнял песню перед бойцами». Они ехали в район Курской дуги, о которой летом 1943 года узнал весь мир. А под Ельцом авторы уже слышали собственную песню. Получается, она опередила – вместе с проследовавшим ранее эшелоном… «Офицерский вальс» пели на фронтовых концертах многие известные артисты. Сам Утесов записал его на пластинку. На фронтах песню считали народной. Как ее только не называли – «Офицерский вальс», «Солдатский вальс», «Случайный вальс». Композиция близка каждому, ведь она посвящена родному дому, любви и миру на земле. Тексты поэта отличались музыкальностью и особой ритмичностью. Неудивительно, что многие строки вошли в поговорки. Они отзывались в сердцах людей, уставших от безумия войны, дарили веру в лучшее. Они были больше, чем стихи.
В суровые годы войны Евгений Аронович выпустил сборники «Московские рассветы», «Степная тетрадь», «Вера в победу» и «Стихи издалека».

Долматовский читает стихи красноармейцам

Вспыхнули яркие чувства

На войне Долматовский встретил Наталью Боде – фронтового корреспондента, с которой они работали в одной газете. Между молодыми людьми вспыхнули яркие чувства. Как тут не вспомнить стихи Евгения Ароновича!

«Любовь от себя никого не отпустит,
Над каждым окошком поют соловьи,
Любовь никогда не бывает без грусти,
Но это приятней, чем грусть без любви…».

С супругой Натальей Боде в поверженном Берлине

Многие исследователи отмечают, что Наталья Федоровна вдохновила Долматовского на стихи, многие из которых стали известными песнями: «Ночь коротка, спят облака, и лежит у меня на ладони незнакомая ваша рука…»; «Эх, как бы дожить бы до свадьбы-женитьбы…». Они вместе работали, были вместе в европейских странах, освобожденных от коричневой чумы. К сожалению, не все военные фото сохранились. Часть архива Натальи Боде была уничтожена еще во время Великой Отечественной, когда бомба попала в вагон поезда, где размещалась редакция газеты «Красная Армия». Там же было праздничное синее платье, которое Наталья взяла с собой перед тем, как отправиться на фронт…
Влюбленные сыграли свадьбу. У Боде и Долматовского родилась дочь Наталья, вместе они прожили 15 лет. Это была удивительная пара, словно находящаяся на одной волне.
Евгений Аронович как военный корреспондент стал свидетелем исторического события – подписания акта капитуляции Германии. Он был награжден орденами Ленина и Октябрьской Революции, Красной Звезды, двумя орденами Оте-чественной войны I степени и Трудового Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Сталинграда» и т. д.

С коллегами-корреспондентами у Бранденбургских ворот в Берлине

«Космическая известность»

После войны поэт работал в Сталинграде, написал сценарий фильма «Поэма о сталинградцах», который сняли в 1987 году. Долматовский преподавал в Литературном институте, внимательно относился к молодым дарованиям. Среди его учеников – Кирилл Ковальджи, Андрей Дементьев, Евгений Винокуров, Эдуард Асадов, Евгений Евтушенко. Песни на стихи Долматовского писали композиторы Дмитрий Шостакович, Никита Богословский, Александра Пахмутова, Ян Френкель, Оскар Фельцман, Марк Фрадкин, их исполняли Марк Бернес, Леонид Утесов, Майя Кристалинская, Эдуард Хиль, Людмила Зыкина, Валентина Толкунова. Песню Шостаковича «Родина слышит, Родина знает» на стихи Долматовского пел Юрий Гагарин, спускаясь на Землю после первого в мире космического полета. Она стала своего рода гимном космонавтики.
Евгений Аронович много раз обращался к годам своей юности. В 1956-м он написал роман в стихах, который посвятил товарищам-метростроевцам, – «Добровольцы». В 1958-м вышел фильм, основанный на этом произведении. Там впервые прозвучали песни на его стихи – «Комсомольцы-добровольцы» и «А годы летят…».
Близкие вспоминали, что Евгений Аронович был романтиком. Мог, к примеру, сесть в автомобиль и поехать в неизвестном направлении. Или долго наблюдать за тем, как взлетают с аэродрома самолеты. И очень любил путешествия. Впечатления от них выражал в стихах. Символично, что одна из аудиторий Литинститута получила в 1996-м название «Мемориальная аудитория Долматовского». Еще раньше, в 1992 году, его имя присвоили одной из малых планет.

Подготовил Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика