«Для кого-то начальник дороги. Для меня – дедушка»
Штрихи к портрету руководителя Белорусской магистрали (с 1953-го по 1969 год) Гавриила Котяша.
Не каждому это дано: занимая одну за другой высокие должности, оставаться порядочным человеком и не отрываться от своих корней. А можно ли сочетать высокий профессионализм и душевные качества? Иметь уважение коллег и быть искренне любимым близкими, знакомыми, друзьями? Такие примеры, безусловно, есть. И среди них, что особенно приятно отметить, руководители самого высокого ранга. Один из них – Гавриил Иванович Котяш, который был начальником Белорусской железной дороги в непростое для нее время да еще и на протяжении 16 лет. Судьба ему отмерила долгую жизнь – 95 лет. И она была наполнена разными событиями, порой весьма трагическими. Далеко не все о том или ином выдающемся человеке можно прочитать в справочнике и энциклопедии. Самое ценное – воспоминания родных – широкому кругу зачастую остается неизвестным. Поэтому мы были очень рады встречать в редакции Светлану Манциводу – внучку Гавриила Ивановича. Впрочем, наш разговор был не только об этом замечательном человеке, который в сердцах многих оставил добрую память. Коснулись мы и темы тех самых корней – во всех смыслах этого слова…
Ценное наследие
Светлана Борисовна принесла фотографии и документы. В любой семье, где уважают прошлое, это ценное наследие. Снимки разные – в основном официальные моменты: выступления, вручение наград… Но наибольший интерес, конечно же, вызвали фото семьи – в такие моменты даже самые строгие начальники преображаются. И перед нами уже любящие мужья, чуткие отцы и внимательные сыновья. На одной из послевоенных фотографий – Гавриил Котяш с супругой Анной Ивановной, сыном Анатолием и дочерью Галиной. В его жизни близкие люди всегда играли главную роль…
♦ Строки биографии
Гавриил Иванович родился в 1904 году в Могилеве в семье железнодорожника (отец 36 лет(!) работал на магистрали кочегаром). В 15 лет после окончания реального училища парень пошел учеником на телеграф дистанции связи Могилев.
Время было непростое, но интересное: смена эпох, становление советского государства. Перед молодежью открылось много дорог, и Котяш использовал свой шанс. Его «козырями» были трудолюбие, жажда знаний и уверенность в своих силах. Неудивительно, что уже в 25 лет парень стал помощником начальника станции Могилев. Прошло еще немного времени, и он уже заместитель старшего диспетчера Оршанского отделения движения. А вскоре Котяш занял должность старшего диспетчера Витебского отделения Западной железной дороги. Это было в 1938 году. В начале Великой Отечественной он работал начальником службы движения этой магистрали. Управление дороги находилось тогда в Смоленске.
– Дедушку в самом начале войны вызвали в Москву, – рассказывает Светлана Борисовна. – Его жена и двое детей находились в Минске. Гавриил Иванович не успел эвакуировать их на восток. Тогда никто не думал, что наступление фашистов будет таким стремительным, что уже 28 июня они займут белорусскую столицу. Он очень переживал, пытался вывезти их в тыл. Однажды, как рассказывала бабушка, такая возможность появилась. В партизанский отряд прилетел небольшой самолет. Но выяснилось, что там было очень мало мест: одно, чтобы посадить ребенка на колени, и второе – для другого малыша. Бабушка, осознав, что ей придется оставить своих родителей, категорически отказалась лететь с детьми. Твердо сказала, что они остаются. И все годы оккупации на ее попечении были не только двое детей, но и родители.
Война оставила тяжелый след
♦ Строки биографии
На протяжении всей войны Котяш был вторым лицом в Центральном управлении Народного комиссариата путей сообщения. Как уполномоченный НКПС Гавриил Иванович решал множество важнейших вопросов – от работы железных дорог зависело снабжение армии, исход сражений, жизни сотен тысяч людей. Он был в постоянных разъездах и в тот период в полной мере проявил свои организаторские способности. Помог и опыт, полученный до войны, доскональное знание принципов функционирования железных дорог, умение общаться с разными людьми. Неудивительно, что еще в 1939 году он был удостоен ордена Красного Знамени. Во время Великой Отечественной его самоотверженный труд был отмечен орденом «Знак Почета» и медалью «За оборону Москвы».
В 1944-м Гавриил Иванович стал начальником Западной железной дороги. Линия фронта смещалась на запад, многие районы СССР уже были освобождены, но четкая и слаженная работа железнодорожников, как и прежде, имела первостепенное значение. Нужно было в больших объемах и в точно указанный срок перевозить личный состав, боеприпасы, продовольствие…
– Война оставила тяжелый след в сердце Гавриила Ивановича. И когда я спрашивала, что было самым страшным в то время, он говорил, что перед глазами у него всю жизнь стоит сгоревший эшелон с детьми. Где и когда это произошло – не уточнял, не любил об этом рассказывать. А еще вспоминал, как однажды недалеко от него упала и разорвалась бомба. Он как раз пил кисель… Страшный, берущий за душу эпизод. Но спустя годы Гавриил Иванович говорил об этом со смехом, делая акцент не на бомбе, а на злосчастном киселе. Это была как будто защитная реакция. Да, время лечит раны, но какие-то детали иногда в разговоре проскальзывали. Например, когда после освобождения Минска дедушка приехал в разрушенный город и встретился с семьей, сразу взял на руки дочь, мою маму, и удивился – девочка казалась ему как будто невесомой. Ничего не поделаешь – в тяжелое время оккупации все недоедали. В послевоенные годы мой дядя Анатолий заболел туберкулезом. Тем не менее после лечения добился такой ремиссии, что поступил в военное училище и двадцать лет отслужил на Северном флоте в Мурманске, был подводником. Гавриил Иванович им очень гордился.
Сделал много для родной дороги
♦ Строки биографии
В послевоенные годы Котяш был начальником Западной, а затем и Минской железной дороги, которую в 1953-м объединили с Белорусской. Управление дороги из Гомеля переехало в Минск. Вторая половина 1940-х – период непростой: нужно было восстанавливать железнодорожную инфраструктуру, по сути, с нуля, причем делать это быстро и качественно. Республика приходила в себя после войны, и доставка народно-хозяйственных грузов имела первостепенное значение. Строи-тельство сортировочных горок, увеличение протяженности станционных путей, внедрение новых устройств при организации движения поездов, применение лучших технических новинок (в том числе появившихся благодаря рационализаторскому творчеству) – дорога динамично развивалась. Нити подъездных путей протянулись к флагманам промышленности – Березовской ГРЭС, Солигорскому калийному комбинату, Новополоцкому нефтеперерабатывающему заводу… Настоящим событием, переломным моментом стало открытие первого электрифицированного участка Белорусской магистрали Минск – Олехновичи в декабре 1963-го, а также строи-тельство моторвагонного депо Минск. Отрасль преображалась. Занимался Котяш и кадровыми вопросами, понимая, как важно привлекать квалифицированных специалистов и учить молодежь. К слову, именно по его инициативе в столице открылась Детская железная дорога – до сих пор единственная в Беларуси. Можно сказать, что в этом тоже проявилась любовь и отеческое участие Гавриила Ивановича к подрастающему поколению. Даже из этого небольшого перечня можно понять, что за годы его руководства магистралью было сделано очень много. И это наследие еще предстоит осмыслить и оценить.
– Звание Героя Социалистического Труда Гавриил Иванович как раз и получил за восстановление дороги, – уточняет Светлана Борисовна. – А вообще наград у него было немало: три ордена Ленина, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За победу над Германий в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», Почетная грамота Верховного Совета БССР. К слову, Котяш трижды избирался депутатом Верховного Совета СССР и столько же раз – БССР, Минского городского Совета депутатов. Все награды и документы наша семья хранит очень бережно.
Показывал личным примером
Как мы уже писали, Светлана Борисовна принесла в редакцию много фотографий. Каждая по-своему уникальна. Большинство из них никогда и нигде не публиковали. Эти снимки хочется долго рассматривать, ведь за каждым – своя история. Каким был Гавриил Котяш? Фотографии передают многое: внимательный взгляд, внутреннюю собранность, сосредоточенность… А еще – целостность и уверенность в себе.
– За свою жизнь Гавриил Иванович пережил многое. И ко многому был готов. «Бабушка вспоминала, что в доме постоянно стоял собранный чемоданчик, – делится воспоминаниями Светлана Борисовна. – При этом его нервная система была невероятно крепкой. Когда он слышал, что кто-то кричит, повышает голос, говорил: «Как человек мог себя так распустить?». В семье, в кругу близких, этого никогда не было. У него была потрясающая выдержка, самообладание. И работал он много – как иначе на такой должности? Помню, как еще маленькой девочкой заходила в комнату Гавриила Ивановича пожелать спокойной ночи. А он сидел над документами и внимательно их изучал в свете лампы с зеленым абажуром. Его трудолюбием можно было только восхищаться! Личным примером он показывал, как нужно относится к своим обязанностям.
С моей бабушкой, Анной Ивановной, они прожили более полувека. И через все эти годы пронесли уважительное отношение друг к другу – я сама это наблюдала. Оба были очень образованы, начитаны – в доме сохранилась большая библиотека. Бабушка хорошо готовила, и за столом часто собирались несколько поколений нашей семьи.
– А каким Гавриил Иванович был в общении с другими людьми?
– Знаете, показательно то, что даже через много лет после его ухода из жизни ко мне на улице подходили незнакомые люди, чтобы поделиться воспоминаниями о нем. И это всегда были теплые слова, он действительно оставил добрый след. К нему постоянно приходили люди –
с просьбами помочь, решить тот или иной вопрос. Гавриил Иванович не мог отказать, старался выслушать, помочь, был очень участливым человеком.
В плане общения – очень демократичным. Мог легко завести разговор, к примеру, со строителями, которые ремонтировали наш подъезд. Поневоле задумываешься: а что останется после нас, какая память?..
♦ Строки биографии
На заслуженном отдыхе Гавриил Иванович был советником комитета Организации сотрудничества железных дорог в Варшаве. Затем работал инспектором Министерства путей сообщения по контролю пограничных станций Прибалтийской, Белорусской и Львовской железных дорог.
– Когда дедушка работал в Польше, он меня взял с собой, и три года (с 4 до 7 лет) они с бабушкой фактически заменяли родителей. Дело в том, что мой отец был военным, часто находился в разъездах, мама была архитектором проектов в «Белгоспроекте» и тоже была очень занята, – говорит Светлана Манцивода. – Я, конечно, была очень маленькая, но помню добрую улыбку дедушки и тепло рук бабушки.
Крона и корни
Светлана Борисовна сохранила в памяти много трогательных и теплых моментов. Вспоминает, что дедушка с бабушкой ездили в санаторий, а в бархатный сезон – на отдых в Крым. Однажды привезли оттуда съедобные каштаны – совсем не такие, как в Минске… На одной из семейных фотографий (к сожалению, она не очень хорошего качества, но все же передает сюжет) изображен Гавриил Иванович и внучка Светлана. Дедушка в саду белит деревья, а внучка (юная принцесса, не иначе!) только что вернулась из школы и ему помогает, придерживая ствол.
– Эти деревья, удивительный фруктовый сад, дедушка посадил сам. Он был прирожденным мичуринцем! – с улыбкой говорит наша гостья. – Даже будучи начальником дороги, находил время и прививал разные сорта – на каждой такой ветке висела табличка с указанием года и сорта. Когда появлялись плоды, мои подруги часто забегали к нам за угощением, яблоками и грушами, как они говорили, «к дедушке Гаврюше». Как он радовался, когда видел детей! А деревья – это жизнь, это устремленность в будущее. Мы живем в Минске на Войсковом переулке, и между двумя «железнодорожными» домами расстояние небольшое.
В соседнем доме, к слову, жил заместитель Гавриила Ивановича – Евгений Юшкевич, ставший после него начальником дороги, а также Андрей Андреев, сменивший Юшкевича на этом же высоком посту. В некоторые годы урожай яблок был таким, что вся земля была ими усыпана – настоящий ковер из фруктов. Какой же стоял аромат! Мы все собирали, и потом каждый брал столько, сколько ему нужно. Но не так давно ситуация изменилась.
Собеседница тяжело вздыхает и делает паузу:
– В наш двор пришли люди и вырубили все деревья, оставив после себя тяжелое зрелище. На этом месте планируют построить парковку. Мои попытки прояснить ситуацию (на каком основании это было сделано и как предотвратить появление нового объекта) столкнулись с равнодушием ответственных лиц. Понимаю, что для кого-то это просто деревья, а для меня, моей семьи и многих других людей – это память о ветеранах Великой Отечественной войны, посадивших и вырастивших этот сад, вырезанная на корню. Вместо деревьев обещают посадить несколько туй вдоль забора…
Не хотелось завершать наш разговор на такой грустной ноте. И в какой-то момент Светлана Борисовна достала свой телефон. Показала снимок – портрет Гавриила Ивановича. Фотография была сделана на стенде в парке… «Патриот» в Московской области. Для семьи это был настоящий сюрприз. Там есть танковый музей, военно-исторический комплекс «Партизанская деревня», Центр военно-тактических игр и многое-многое другое. Молодежь учится патриотизму на лучших примерах, читая биографии выдающихся людей и вглядываясь в их лица. Приятно, что среди них есть и Гавриил Котяш. К слову, в семье сохранилась грамота, которой он был удостоен за «активное участие в работе по героико-патриотическому воспитанию молодежи» от Советского комитета ветеранов войны в 1989 году. Что можно добавить? Гавриил Котяш – настоящий патриот, талантливый руководитель, прекрасный коллега, замечательный сын, отец и дедушка. Человек, с которого действительно нужно брать пример.
P. S. Уважаемые читатели! Предлагаем вам поделиться воспоминаниями о своих близких, чья биография связана с Белорусской железной дорогой. Память сильнее времени!
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

