Жизнь водителя – дорога…
Водитель – не просто профессия. Это призвание, а порой и образ жизни. Это тяжелый труд, сопряженный с большой ответственностью за себя и пассажиров, но вместе с тем интересный и не лишенный романтики. Полный кавалер нагрудного знака «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» Юрий Шумский не представляет свою жизнь без руля. Его водительский стаж превысил четыре десятка лет, из которых 33 он работает водителем на железной дороге.
– Для кого-то поездки утомительны, а для меня это в некоторой степени даже отдых. К тому же это возможность увидеть другие города, встретиться с новыми людьми, – говорит Юрий Александрович. – Поверьте, в Беларуси много интересных мест, которые стоит обязательно увидеть.
И все-таки выбирая жизненную дорогу, мой собеседник в первую очередь думал не о романтической составляющей будущего. Профессия водителя считалась престижной, достойно оплачивалась. Поэтому многие мальчишки мечтали поскорее получить водительское удостоверение. Автодело изучали в специальных автоклубах или на курсах, организованных на предприятиях, в университетах. Категории «С» и «В» Юрию присвоили в ДОСААФе (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), куда его направили от военкомата. После службы в составе Военно-морского флота, где, к слову, он был водителем КАМАЗа, на котором доставлял матросов к месту назначения, вернулся на Родину в Гомель. В 1987 году устроился в автопарк, где и получил категорию «D».
– До сих пор помню фильм «Водитель автобуса», который в детстве смотрел. Думаю, он сыграл определенную роль в выборе профессии, – отмечает собеседник. – Когда знакомые подсказали, что на Гомельском предприятии промышленного железнодорожного транспорта есть вакансии по моему профилю, решил попробовать. В 2003 году на базе Гомельской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ, а также Гомельского и Светлогорского филиалов республиканского унитарного предприятия «Белпромжелдортранс» было создано ТЭРДУП «Гомельжелдортранс». В следующем году исполнится 23 года с того дня, как я работаю здесь водителем служебного автобуса.
В 2008 году Юрию Шумскому доверили новенький МАЗ-152.062, за которым мой собеседник лично ездил на завод в Минск. Много лет возил на нем команду футбольного клуба «Локомотив», созданную на предприятии. Спортсмены ласково прозвали автобус «Орлик». Несмотря на милое прозвище, эта машина с внушительными габаритами, в которой отечественные разработчики учли все необходимое для комфорта и отдыха пассажиров. Поэтому рабочую машину Юрий Александрович бережет, следит за ее техническим состоянием, не дает двигателю работать с максимальной нагрузкой, своевременно меняет масло, фильтры и технические жидкости.
Он прекрасно знает: если вовремя проводить техобслуживание и ремонт, на трассе машина не подведет. Поэтому даже после непродолжительной остановки в пути он всегда обойдет машину, чтобы убедиться, все ли в порядке. Впрочем, будучи водителем-универсалом Юрий Шумский при необходимости готов сесть за «баранку» любого автомобиля, имеющегося в автопарке предприятия.
– Ответственность очень большая. Впрочем, как и на любом другом участке работы. Но зато интересно. Здесь ты не скажешь, что жизнь прошла незаметно, что ничего не видел за бумажной работой в кабинете. Все на виду. И люди с их проблемами и настроением, и природа, которая меняет свои краски в зависимости от времени года, – рассуждает водитель. – Моя задача заключается не только в своевременной доставке специалистов предприятий к месту назначения – в первую очередь несу полную ответственность за их безопасность, здоровье и жизнь. Строгое соблюдение всех правил дорожного движения, предельная концентрация внимания. И при этом нужно всегда прислушиваться к своему организму, чтобы садиться за руль только с хорошим самочувствием.
Юрий Александрович признается, что за столько лет у него ни разу не возникало желания попробовать что-то другое. И, словно предваряя вопрос относительно женщин за рулем, дополняет, что его жена Валентина Петровна работает водителем троллейбуса 36 лет!
– Познакомились с ней, когда работал в автобусном парке – там я обслуживал городские линии, а она водила троллейбус № 1. Наши маршруты пересекались. Сначала просто здоровались, «перемигивались» фарами, а потом я набрался смелости и на конечной станции подошел, чтобы познакомиться. С тех пор вместе. Вырастили двух дочерей. Старшая Виктория – кандидат технических наук, доцент Института механики металлополимерных систем имени В. А. Белого. Младшая Марина – врач-рентгенолог.
К слову, когда они получили водительские права, я помогал обеим освоиться за рулем. Делиться опытом всегда рад и с молодыми ребятами, которые приходят на предприятие. Сегодня автомобиль – это не только колеса, кузов, двигатель и руль с педалями. Техника становится все сложнее и во многом помогает в работе, но она не сможет добавить профессионализма, не научит мгновенно принимать решения и предсказывать дорожные ситуации так, как это получается у опытного водителя. На нашем предприятии немало асов со стажем более 20 лет. Это ценные кадры, которые передают свои навыки новичкам. Их обязательно учим уважению друг к другу на дороге. Оно является одним из гарантий безопасности на дороге. В профессиональный праздник желают своим коллегам, чтобы дорога всегда была ровной и гладкой, а в семьях царили уют и взаимопонимание. И, конечно же, традиционные – ни гвоздя, ни жезла и зеленого света!
Лидия СТАШКЕВИЧ